Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Библиотека » Статьи

«Внештатная служба Доверия»
Все описанные события – реальность, и только реальность…
Этот звонок был уже в конце рабочего дня. Звонила девочка, лет десяти:
- «Вы, наверное, устали очень, вечер уже, а вам все звонят и звонят. А я решила позвонить и помочь, ведь дети-консультанты бывают?»

Мне так хотелось воскликнуть – «Чудо, ты откуда…. Да еще с таким ангельским голосом, в котором столько добра….»,
и поинтересовалась:
- «Ты хочешь быть консультантом?»
- «Я хочу помогать людям, им часто нужна помощь и они не знают, куда можно обратиться».


Разговор был по-вечернему теплым, и уютным. Я представила девочку дома, среди плюшевых игрушек, несомненно, она смотрит в окно. Я тоже подошла к окну. Шел снег.

Она продолжала:
- «Ведь просто так не консультируют по телефону, нужно обязательно учиться, скажите, а что я должна сделать, чтобы помогать людям, я вот так хочу помочь своей подруге…»
- «Что случилось у твоей подруги?»
- «Она думает, что некрасивая, стесняется себя…»


Мы продолжаем разговор, подруга – не единственная, кому хочет помочь моя маленькая собеседница. Список большой. Я про себя подумала – вот откуда столько понимания к консультанту детского телефона доверия.
Мне позвонила «внештатная коллега», так я про себя назвала свою вечернюю собеседницу, и моей коллеге тоже нужна помощь.

Я еще раз подошла к окну.
- «Ты сегодня на улице была?»
- «Да, мы после школы гуляли вместе с ребятами.»
- «Это очень хорошо, тебе обязательно нужен отдых и положительные впечатления.»
- «Я это уже поняла, что нужен отдых…. А давно появился телефон доверия? Раньше куда люди звонили, которым нужна была помощь?»


Я не раз возвращалась в памяти именно к этому разговору, и по-разному отвечала сама себе на этот вопрос.

Раньше, а как было раньше, в далеком прошлом? Нет, я не только о Чад Варе, основателе телефона доверия. У него своя история и она описана в сотнях источниках.
А когда истинная мысль зародилась? Знаем ли мы, когда Чад Вара решил помогать людям? Возможно еще ребенком, как и эта звонящая девочка. Возможно, когда играл с друзьями – приятелями во дворе.
Рожденный в 1911 году мальчишка, возможно и слышал о телефонной связи, но это было диковинным изобретением, не доступным каждому в то время. Телефоны были редкостью, а человек, любой, всегда испытывал потребность в понимании, а порой остро нуждался в помощи. И маленький английский мальчик уже тогда мог впервые задуматься о помощи….

В моем детстве тоже не было телефона доверия, да и телефонов самих было мало в небольшом Салехарде.
Но это не означало, что мы не помогали друг другу и сами не нуждались в помощи.
О психологии тогда говорили мало, или вовсе не говорили, и все происходящие моменты в жизни, нами, детьми, принимались за истину. Кому то из нас повезло больше, кому то на тот момент, меньше.
Но проблемы были у всех. И проблемы пестрили разнообразием. И были те родители в дворовом окружении детей, кто выпивал, были и те, которые воспитывали старыми, «дедовскими» способами. И мы всем двором просвещались, как тяжело стоять коленками на горохе. И с учителями были проблемы, и со сверстниками. Были влюбленности, первые переживания, были и первые утраты.
Зажав свое детское сердечко, каждый из нас старался справиться. И если уж совсем тяжело было, делились «секретом» во дворе.
А порой, делиться не нужно было, мы, дети, сами понимали, кому плохо и невыносимо. И звали просто «поиграть» того, кому не посчастливилось. А во время игры решить можно было многое.
Это могло стать зарождением первой мысли о помощи, нашей, не до конца оформленной. И, помогая друг другу, мы, безусловно, понимали важность нашего участия. Можно об этом рассуждать много, но ясно лишь одно – потребность в помощи была, однозначно.

Однажды ночью в нашем дворе загорелся дом. А там жили – Оля, Сережа, Женька, Виталька, Лиля, Аня, да, в каждой квартире – по ребенку.
Дом деревянный. Суровая северная зима. И кругом только деревянные дома. Ночь тогда была длинной, ни один газовый баллон в доме не взорвался, и это было удачей – все бригады сработали быстро. Много машин, милиция, скорая, пожарные.
Мы, дети, потом так долго боялись воя сирен. И, играя, стайкой забивались в уголок, очень часто под громадный стол. И на улице мы старались находить укромные места, чаще всего – в самом уголочке единственной детской площадки, которая была поломана колесами пожарных машин. Нам всем было нелегко.
Нет, никто не погиб тогда, но семьи остались без жилья своего. Без дома. Часть детей жили в непострадавшем доме, а часть стали «погорельцами».
Хуже всех было Женьке. И все обсуждения при нем смолкали и начинались игры. Это тогда Женин брат не выключил настольную лампу, это в их квартире начался пожар от проводки, и взрослые считали их семью виновниками трагедии.

У нас, у детей были свои законы. Они были неподвластны взрослым. Мы Женю не гнали от себя, и каким-то чутьем пользовались негласными правилами.
И не знали тогда, что может быть такой волшебный телефон, по которому можно позвонить и узнать – «а как помочь другу, он в беде».
Мы помогали так, как сами знали. Нам нужно было чудо, нужна была помощь, и мы ее придумывали.

Наш телефон доверия, детский телефон доверия прошлого – эта наша маленькая дворовая компания. О ней не написано нигде, и таких историй будет множество, сколько поколений, сколько дворов – столько и историй.
И каждая имеет свое право быть причастной к той мысли, что однажды, каждому из нас нужна помощь.
Наш телефон помощи был выдуман, а правила были по умолчанию.
Детские правила. Честность, секретность, никакого предательства. Эти простые истины позволяли нам просить о помощи и получать эту помощь. Нам это было необходимо…

Вот так было раньше, в далеком прошлом.
А сейчас, в настоящем, моя собеседница рассуждает о важности телефона доверия. И ей любая связь не в диковинку, есть свои, личные гаджеты. И она уже знает номер, куда можно позвонить и рассказать о своих проблемах, мыслях, и может дать этот номер своим друзьям.
А ведь проблемы с тех пор, с моего детства не поменялись. Они все также пестрят разнообразием.
И, скорее всего, маленький Чад Вара тоже сталкивался с этими же проблемами.

- «Я обязательно буду работать консультантом. Вы делаете очень важную работу».

Да, среди других звонков, такой – удивительный. Теплые отзывы важны каждому консультанту.
И я благодарю собеседницу за ее слова.
А она продолжает:
- «Вам можно позвонить и быть услышанным, быть понятым. Не у всех есть рядом друзья, а если они есть – они могут оказаться занятыми».
Я улыбаюсь. И про себя думаю – «Ребенок, ты сегодня действительно мне послан всеми Ангелами мира…»

Много было разных звонков, и часто создавалось ощущение, что последней ниточкой оказались заветные цифры детского телефона доверия.
И голос на другом конце провода – «Здравствуй, это детский телефон доверия, я тебя слушаю…», и как эхом отражается:
«Я тебя понимаю, принимаю тебя таким, какой ты есть сейчас со своими мыслями, обидами, со своими достижениями, которые не оценили, или тебе так кажется, что их не оценили. Я тут, рядом и тебя поддерживаю. Наш разговор – это путь вместе, это совместный анализ. Да, дальше ты пойдешь самостоятельно, но ты будешь понимать, что получаешь незримую поддержку и она внутри тебя. Ты – самодостаточный человек, в тебе множество ресурсов, просто сейчас, когда тебе так нехорошо, все твои значимые и сильные стороны отодвинуты на задний план, ты их не замечаешь и не принимаешь всерьез. Но они есть. И силы есть и выход, множество выходов. Я не предложу тебе исключительных решений, ты сам увидишь и поймешь, что необходимо тебе. Жизнь разнообразная и без падений не бывать взлетам, без черной полосы – не увидеть белой. Люди тоже разные и они вокруг тебя. Каждый человек со своим характером. Мы не можем отделить плохое от хорошего, мы должны научиться принимать многоликость и многогранность мира таким, какой он есть. И ты тоже можешь быть разным. И только тебе решать – какой стороной повернуть к миру, что раскрыть в себе, а что лучше припрятать. Ты будешь учиться на протяжении всего жизненного пути, главное сейчас тебе поверить в свои силы».

- «Тебе спасибо за твой звонок».
- «А можно я буду Вам еще звонить и спрашивать».
- «Конечно можно».


Я слышу еще множество благодарных слов, и вот мы попрощались. Удивительно и хорошо. У человека есть мечта, и человек уже начал делать свои шаги к этой мечте.

В будущем… Девочка вырастет, и я не знаю, кем она будет по профессии. Возможно, именно она будет консультировать девчонок и мальчишек, которым нужна срочная помощь. Принимать звонки и отвечать на вопросы.
Техническое обеспечение будущего будет другим. И тут можно вообразить летающие кабинки консультантов, оснащенные по самому последнему техническому чуду, можно представить все, что угодно, на что хватит воображения, то к чему уже готово наше личное восприятие.
Но неизменным останется то, что зародилось во дворе моего детства, что зародилось в сотнях других домов нашей большой родины – уважение к собеседнику, честность, то, что будет сказано останется тайной, и ты никогда и ничего не попросишь взамен….

Это будет сделано просто так, потому что понадобилась помощь. Здесь и сейчас.
Просто помощь, и ты ее обязательно получишь.
Категория: Статьи | Добавил: Ионов (20 Сентября 2021) | Автор: Мария Викторовна Широкопояс
Просмотров: 606 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП