«В то время, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…»
Как сказал А. Грин: «Мысль летит, а слова идут шагом. В этом вся драма писателя». Я бы добавил и не писателя тоже. Поразмышлять на тему очень хочется, главное, чтобы это не выглядело сумбуром. Что ж, расслабляюсь и фиксирую свои мысли…
Почему эпиграфом я выбрал фразу из фильма? Помните, как герой Михаила Пуговкина прораб Павел Степанович, с упоением рассказывает о достижениях страны спящему хулигану Феде (Алексей Смирнов)?
Время не ждёт, и каждый год приносит человечеству новые достижения и открытия. Просто задумайтесь, вспомните: начало «нулевых», сотовый телефон, это редкость, роскошь. Далеко не у всех он есть. А сейчас, спустя почти двадцать лет, смартфоны есть почти у каждого школьника. Да и в детский сад тоже уже приходят с телефонами.
(Кстати, для оператора телефона доверия в этом есть и положительный момент. Но сейчас не об этом).
Сейчас в часы научились встраивать не только телефон: банковскую карту, пульсометр, шагомер и много чего ещё. И главное, Вы сейчас читаете и думаете: «Ну и что?» Да, ничего, мы привыкли к этому. Привыкли, что прогресс неумолим, что человечество научилось делать и совершенствовать практически всё.
И очень странно, что в этом множестве всего нет ликвидатора страхов, корректора тревог, уничтожителя грусти, портативного анализатора сомнений и преобразователя скорби. Спрос бы был, не побоюсь этого слова, бешенный. Но видно не по силам прогрессу человек с его чувствами, эмоциями, переживаниями.
Конечно, не всё так плохо, как Вы уже поняли. И в этом мире спешки, мире прогресса и нанотехнологий существует островок безопасности – старый добрый телефон доверия.
Старый и добрый – эти эпитеты, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят для телефона доверия. Старый, но не устаревший! И действительно, со времен Гарри Уоррена и Чада Вара основными принципами работы на телефоне доверия неизменно остаются анонимность и конфиденциальность. Так же неизменна и цель всех служб телефонного консультирования - психологическая помощь людям, находящимся в различных кризисных ситуациях. Вообще идея помощи человеку, помощи не ограниченной пространством и временем (суток) родилась ненамного позже изобретения телефона. И в наше время эта идея не теряет своей актуальности, что подтверждается широким распространением служб телефонного консультирования. В России – 281 по данным сайта http://ratepp.ru/ (Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Помощи).
Казалось бы, что ещё добавить?
Мы продолжаем работу 24 часа в сутки. Принимаем звонки, слушаем и поддерживаем, сопровождаем абонента. Помогаем находить ресурсы для выхода из сложной ситуации. И в этом неизменность и постоянность телефона доверия. Это и есть прошлое, настоящее и будущее телефона доверия.
Конечно, это не значит, что развиваться не куда. Развитие возможно в двух направлениях. Первое – это развитие самого консультанта. Освоение новых техник и методов телефонного консультирования, обмен опытом с консультантами других организаций. А поскольку работа консультанта связана с эмоциональным напряжением, необходима профилактика эмоционального выгорания, что тоже я бы отнёс к развитию консультанта. Второе направление развития, это развитие материальной среды. Я не просто так упоминал прогресс и гаджеты. Что мешает выйти за рамки телефона и заглянуть во всемирную сеть? Онлайн-консультирование, конечно не ново. Оно уже существует и достаточно успешно. Кстати мы в рамках нашей организации тоже пользуемся этим инструментом. Это группа в «Вконтакте» и консультирование в ICQ (система мгновенного обмена текстовыми сообщениями).
Компьютер и интернет прочно вплелись в нашу жизнь: это и работа, и учеба, и общение. А главное, интернет, как и телефон не ограничен пространством и временем. Кроме того, интернет это и дополнительная площадка для рекламно-просветительской деятельности, и доступная возможность обменяться знаниями и опытом с консультантами как Российских, так и иностранных служб телефонного консультирования.
Парадокс в том, что человечество развивается, изобретает новое, с новым появляются новые страхи и тревоги. А лекарства, таблетки от страха так и не существует. Поэтому не без гордости заключу, хорошо, что есть мы: «ликвидаторы страхов», «уничтожители грусти» – консультанты телефона Доверия.
|