Содержание:
- Сенсорная деятельность.
- Профессиональные особенности мыслительной деятельности.
- Профессиональные особенности моторной деятельности
- Профессиональные особенности внимания, памяти, эмоционально-волевой
сферы, личности.
- Особенности профессиональной и социальной среды
- ПРОФЕССИОГРАММА КОНСУЛЬТАНТА ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ
Сенсорная деятельность.
В разных видах труда она отличается, в первую очередь, по нагрузке на тот или
иной анализатор (или комплекс анализаторов). У работника Телефона Доверия ведущим
является слуховой анализатор, т.к. всю информацию об абоненте консультант получает
только на слух : он слышит речь абонента, распознает невербальные сигналы, обращает
внимание на фон, на котором звучит голос собеседника, на сигналы обратной связи...
Поскольку в работе не участвуют никакие другие анализаторы, кроме слухового, поле
восприятия у телефонного консультанта ограничено, и это ограниченное поле восприятия
он удерживает в своем сознании длительное время.
Существует еще одна особенность восприятия в деятельности консультанта: речь идет
о "межличностном восприятии", т.е. о восприятии, понимании и оценке человека человеком.
По сравнению с восприятием неодушевленных предметов, межличностное восприятие отличается
большей пристрастностью, выраженной оценочной и ценностной окраской, в нем слитны
познавательный и эмоциональный компоненты; наконец, представление о другом человеке
существенно зависит от мотивационно - смысловой структуры деятельности воспринимающего
субъекта.
Профессиональные особенности мыслительной деятельности.
Мышление является непременным компонентом любой деятельности. Но мышление как профессионально
важное качество выделяют прежде всего в тех профессиях, где велика роль интеллектуального
компонента в деятельности, где этой деятельности присуще творческое начало . Одной
из таких профессий является и профессия телефонного консультанта. Результативность
работы консультанта во многом зависит от того, насколько разнообразен его личный
"репертуар" приемов работы и насколько хорошо он им владеет.
Профессиональные особенности моторной деятельности
Принято считать, что правильнее рассматривать не моторную деятельность, а сенсомоторную
координацию, т.к. всякая моторная деятельность вызывается и контролируется сенсорным
компонентом. Моторный же компонент - это более или менее сложные, скоординированные
движения отдельных частей тела. Деятельность речевого аппарата тоже принято считать
моторной.
В работе консультанта ТД большая нагрузка ложится на речевой аппарат, а другие виды
двигательной активности почти полностью отсутствуют.
Профессиональные особенности внимания
Внимание неотделимо от восприятия и мышления, оно обязательно присутствует в любой
деятельности и осуществляет функцию контроля деятельности. Работа консультанта ТД
требует хороших способностей к распределению, переключению, концентрации внимания
. Объектами внимания для него являются состояние, мысли, чувства абонента и свои
собственные, разнообразные вербальные и невербальные сообщения обоих, сигналы обратной
связи и т.п.
Профессиональные особенности памяти
Память является профессионально важным качеством для всех видов труда, но особенно
- для тех, где требуется на некоторое время удерживать в памяти определенный объем
информации. Ведущие виды памяти зависят от характера деятельности и различаются
по тому, что и как необходимо запоминать. Для телефонного консультанта профессионально
важными являются такие виды памяти, как слуховая оперативная
(запоминание, сохранение и воспроизведение информации во время текущей консультации
), словесно-логическая ( память на слова, утверждения, умозаключения ), эмоциональная
память ( память на пережитые чувства и эмоции).
Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы
Любая деятельность эмоционально переживается человеком, вызывает к себе определенное
отношение. Оно связано с содержанием самой деятельности, мотивацией к ней, с интересом
к работе и т.д. Это так называемые "общие эмоции в труде"; они могут быть положительными
и отрицательными, могут влиять на качество работы, на самочувствие работника и т.п.
Кроме "общих эмоций в труде" в психологии труда принято учитывать: "настроение сегодняшнего
дня", "эмоции коллективной деятельности", "профессиональные эмоции , возникающие
в процессе самой работы".
"Общие эмоции в труде" можно прогнозировать при проведении профотбора (изучая мотивы
выбора профессии телефонного консультанта), в процессе обучения и стажировки кандидата.
Можно обучить консультанта специальным техникам, позволяющим успешно справляться
с такой серьезной помехой в работе, как "настроение сегодняшнего дня , чтобы не
переносить его на абонента.
"Эмоции коллективного труда" в деятельности консультанта ТД отсутствуют, т.к. он
общается с абонентом один на один и несет всю ответственность за результат работы.
И вместе с тем, телефонному консультированию присущи "профессиональные эмоции, возникающие
в процессе самой работы", которые обусловлены особым взаимодействием двух людей.
Поэтому важнейшими профессиональными особенностями эмоционально-волевой сферы телефонного
консультанта являются эмоциональная устойчивость и умение обеспечивать в диалоге
свое эмоциональное присутствие без эмоциональной вовлеченности в ситуацию.
Профессиональные особенности личности
Консультант Телефона Доверия должен обладать теми свойствами личности, которые способствуют
организации его взаимодействия с абонентом и оказанию ему помощи.
Работа в условиях высокого эмоционального и психического напряжения требует от консультанта
следующих качеств:
1. Эмоциональная уравновешенность
2. Стрессоустойчивость
3. Способность к эмпатии
4. Самоконтроль поведения
5. Гибкость ( т.е. отсутствие ригидных установок , мешающих вступить в контакт с
незнакомым человеком; дипломатичность, уступчивость, умение приспосабливаться к
собеседнику...)
6. Самопринятие и способность к безоценочному, неосуждающему принятию абонента (
т.е. предоставление ему права быть самим собой)
7. Открытость, готовность к общению
8. Культура речевого общения
9. Способность к рефлексии (т.е. знание и понимание консультантом самого себя и
понимание им того, как развивается процесс его взаимодействия с абонентом)
10. Достаточно высокий уровень развития интеллекта, стремление к самообразованию
и саморазвитию, социальная информированность.
Особенности профессиональной среды
Микроклиматические условия и расположение рабочего места не отличаются от бытовых.
Работа сменная. Продолжительность смены не менее 4-6 часов; существуют ночные смены
.
Оплата труда - почасовая.
Характер труда аритмичный, нагрузка в течение смены неравномерная.
Главные медицинские противопоказания к овладению профессией: наличие хронических
соматических и психических заболеваний.
Техническое оборудование: телефонный аппарат (один или несколько; иногда еще и компьютер,
магнитофон, картотеки, видеокамера...)
Работа консультанта индивидуальная ; она заключается в выслушивании, консультировании,
информировании абонента; при необходимости абоненту может быть оказана неотложная
психотерапевтическая помощь.
Особенности социальной среды
В течение своей смены консультант работает один, в изоляции от коллег. Он может
обратиться за помощью к супервизору, но это возможно, как правило, после окончания
работы с абонентом.
Каждый консультант является членом группы консультантов и в своей работе придерживается
принятых в группе норм общения и принципов работы, сформулированных в виде Кодекса
ТД.
Консультант открыт и доступен для любого человека , пожелавшего обратиться на ТД
; поэтому все население города тоже является той социальной средой, в которой работает
консультант.
ПРОФЕССИОГРАММА
КОНСУЛЬТАНТА ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА
1. Содержание и основные действия (операции) :
Выслушивание, консультирование, информирование абонентов ТД, при необходимости -
применение приемов психотерапии в рамках телефонного консультирования. Ведение необходимой
служебной документации. Участие в работе группы консультантов (обучение , повышение
квалификации, тренинг, супервизия). Участие в выездных мероприятиях ( конференции,
семинары, школы, тренинги...)
2. Условия и характер труда:
Работа в бытовых условиях, в специально оборудованном помещении. Продолжительность
смены регламентирована. Существуют ночные смены, работа в выходные и праздничные
дни. Характер труда аритмичный , нагрузка в течение смены неравномерная и непрогнозируемая
. Рабочая поза: сидя, с ограниченным передвижением ,в комфортных условиях.
II. ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ
1. Знания : психология, физиология; психотерапия кризисных состояний и острого горя;
социальная осведомленность; высокий общий интеллектуальный уровень.
2. Умения и навыки: навыки конструктивного общения по телефону;
грамотная речь ; наблюдательность .
3. Квалификационные требования : высшее педагогическое или психологическое образование
(для консультанта-волонтера это требование необязательно).
III. ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ
1. Интересы и склонности : широкий кругозор, эрудиция ; склонность к общению с людьми.
2. Профессионально важные качества (профессиональные особенности психики и профессиональные
особенности личности ) :
а) чувствительность слухового анализатора,
б) отсутствие нарушений функции речи,
в) высокий уровень развития мышления,
г) большой объем оперативной слуховой памяти ,
д) способность к распределению, переключению и концентрации внимания,
е) эмоциональная устойчивость,
способность к эмпатии,
способность к рефлексии,
самоконтроль поведения,
стрессоустойчивость,
гибкость в поведении и общении,
открытость , готовность к общению,
самопринятие и способность к принятию других людей,
культура вербального общения,
склонность к интеллектуальной деятельности.
IV. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
1. Психические заболевания, неврозы.
2. Хронические соматические заболевания (болезни внутренних органов, эндокринной,
сердечно-сосудистой, нервной систем, опорно-двигательного аппарата ).
3. Нарушения слуха.
4. Нарушения речи.
V. УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
1. Высшие учебные заведения (специальности: психология; педагогика; социальная работа).
2. Обязательная подготовка по месту работы (на ТД) .
Профессиограмма консультанта Телефона Доверия может быть использована в целях
профотбора кандидатов на обучение телефонному консультированию.
|