Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Библиотека » ДТД

Телефонное консультирование абонентов, обращающихся по поводу взаимоотношений с «третьими лицами», средствами ориентированной на решение

Скачать Телефонное консультирование абонентов, обращающихся по поводу взаимоотношений с «третьими лицами», средствами ориентированной на решение
Начиная с середины 1990х годов в отечественной психологической практике все большее распространение получает системный подход, в рамках которого нарушенное «проблемное» поведение рассматривается в более широком контексте – функционирования социальной (чаще всего семейной) системы. Теоретическим основанием системного подхода являются общая теория систем Ф. Берталанфи, описывающая универсальные закономерности функционирования сложно организованных объектов (Берталанфи Ф, 1969).
Применение положений общей теории систем к психотерапевтической работе обусловило переход от коррекции индивидуальных причин симптоматического, поведения к ориентации на изменение социального окружения «носителя проблемы» (Системная семейная психотерапия. Классика и современность, 2005).
На основании теории систем начиная с 1950х годов были разработаны различные модели системной семейной психотерапии, направленные на изменение дисфункциональных аспектов семейного взаимодействия: трансформацию семейной структуры (Минухин С., Фишман Ч. 1998), коррекцию неконгруэнтной семейной иерархии (Маданес К. 1999), помощь семье в преодолении кризиса и переходе на новый этап развития (Хейли Дж. 2001), изменение патогенных паттернов коммункации (Сельвини-Палаццоли М., Босколо Л., Чекин Д., Прата Д., 2002) и др. Переход от традиционной индивидуальной психотерапии к работе со всей семейной системой расширил существующие у терапевта профессиональные возможности и позволил сделать психотерапевтическую работу более краткосрочной.
Можно предположить, что практический потенциал системного подхода может быть использован и в дистанционных формах психологической помощи (в том числе в работе на Телефоне доверия). В то же время, возможности прямого применения техник системной семейной терапии в дистанционном формате ограничены в силу отсутствия «доступа» к членам семьи, не участвующим в разговоре, и разового характера консультации. Перечисленные выше ограничения в большинстве случаев не позволяют консультанту собрать необходимые данные для формулирования гипотезы о значении симптоматического поведения для семейной системы и выстроить в соответствии с ней стратегию дальнейшей работы, а также осуществлять терапевтические интервенции, направленные на всех членов семьи.
Таким образом, в формате дистанционного психологического консультирования, могут быть успешно применены методы работы, которые с одной стороны предполагают возможность учитывать социальный контекст, в который включено «проблемное» поведение, а с другой – допускают работу только с одним из членов семьи и не требуют сбора данных и формулирования первичной гипотезы.
Перечисленным выше особенностям соответствуют направления психотерапии, опирающиеся на идеи социального конструктивизма: ориентированная на решение краткосрочная терапии и нарративная практика. Пафос этих направлений, которые стали формироваться с 1980х годов, во многом «отталкиваясь» от методов классической системной психотерапии, состоит в представлении об относительности любого утверждения о реальности (например, о «проблемности», «психологическом неблагополучии» клиента), его сконструированости в ходе социальной (в том числе внутрисемейной) коммуникации (подробнее см. Будинайте Г. Л. 2006). Работа с психологом (как частный случай социального конструирования) рассматривается как совместное с клиентом (или несколькими клиентами) создание нового «непроблемного» описания не устраивающей ситуации.
Конструктивистские направления (в данной работе речь идет в первую очередь об ориентированной на решение краткосрочной терапии) обладают рядом преимуществ, обуславливающих возможность их успешного применения в телефонном консультировании:

- отказ от экспертной позиции. Точка зрения психотерапевта, как «специалиста, обладающего профессиональными знаниями» рассматривается, как одна из возможных, но не «исключительно объективная». В то же время экспертом по проблемной ситуации в этой логике является сам клиент, как человек, обладающей «инсайдерской» информацией об обсуждаемой ситуации. В связи с этим, необходимость в сборе данных и формировании гипотезы об «истинной причине» проблемы отпадает.
- ориентация на решение. Подчеркивается отсутствие прямой взаимосвязи между способами достижения клиентом поставленной им цели и причинами возникновения проблемы, поэтому история развития проблемной ситуации и ее возможные причины, как правило, подробно не исследуются (что особенно важно с учетом краткосрочности телефонного диалога).
Как отмечает Г. Л. Будинайте «усилия психолога направлены непосредственно на выявление и актуализацию "желаемого положения дел" и уже сложившихся "позитивных" (в смысле их соответствия цели клиентов) ресурсов». (Будинайте Г. Л., 2002).
- возможность работы над изменением неустраивающего клиента взаимодействия в ситуации, когда в беседе с психологом участвуют не все «действующие лица» обсуждаемой ситуации. В ориентированной на решение краткосрочной терапии существуют специальные приемы «виртуального» привлечения другого человека к терапевтическому диалогу при работе в индивидуальном формате (Будинайте Г. Л. 2012). Это позволяет выстраивать «картину» решения проблемы и определять ближайшие шаги в желаемом направлении, с учетом позиции других людей их возможного вклада в осуществление желаемых изменений.

Ниже мы стремились описать возможности применения техник данного подхода в консультировании абонентов Телефона доверия, направленных на изменение не устраивающих клиента взаимоотношений с другими людьми:

Исследование исключений из проблемы. Исключениями в данном подходе называются ситуации, когда обсуждаемая проблема могла проявиться, но не проявилась (BergI.K. 1994, Будинайте Г. Л. 2005). Предполагается, что в жизни клиента можно обнаружить эпизоды, отличающиеся от привычной «проблемной» последовательности событий: ребенок, который воспринимается как непослушный и неуправляемый, в конкретной ситуации слушается родителей, паре с высокой степенью конфликтности, удается хотя бы некоторое время избегать ссор. Обсуждение таких эпизодов позволяет выявить «вклад» каждого человека в создание исключения и формулирования альтернативной стратегии поведения для абонента, способной «запустить» предпочитаемый абонентом ход общения (Berg I. K., 1994).
Исключения из проблемы, то есть эпизоды устраивающего абонента взаимодействия с другими (пусть единичные или короткие) могут быть основой для построения стратегии решения.

Пример из практики
Абонентка обратилась на Телефон доверия в связи с «отсутствием взаимопонимания» и частыми конфликтами с сыном подросткового возраста, которого она воспитывает одна. Ребенок часто совершает необдуманные поступки, но воспринимает критику или недовольство матери, как «нарушение его суверенитета» и отказывается ей подчиняться.
Обсудив то, каким образом сама абонентка воспринимает проблему, психолог спросил, бывают ли противоположные ситуации, когда Галина чувствует, что с ребенком установилось взаимопонимание.
В ответ абонентка рассказала о нескольких эпизодах, в которых ей удавалось разрешить конфликт с сыном и прийти к общему, устраивающему всех решению.
Один раз, узнав о том, что ребенок пропускает школу, она не стала ругать или наказывать его, а просто обсудила возможные последствия пропуска школьных занятий с точки зрения возможности достижения важной для него цели (поступления в ВУЗ). После этого разговора ребенок перестал прогуливать уроки.
В другой ситуации, подросток, обидевшись на то, что мать не отпустила его на ночевку к другу, пригрозил уйти из дома. Абонентка не стала спорить, а вместо этого рассказала о том, что может произойти с ребенком, после побега из дома. Подросток передумал и смирился с решением матери.
Психолог отметил, что со стороны возникает впечатление, что когда абонентка просто рассказывает сыну о последствиях того или иного поведения, предоставляя ему при этом возможность самому выбрать, как себя вести, он самостоятельно принимает наиболее подходящее для себя решение и конфликт разрешается.
Обсуждение «успешных» эпизодов взаимодействия с сыном позволило на следующих этапах диалога обобщить и детально описать более конструктивную стратегию поведения по отношению к нему.

Конструирование представления о «желаемом положении дел». Первоначально представление о решении проблемы чаще всего формулируется абонентами, в качестве желательных изменений в поведении другого. Одним из широко использующихся приемов для выявления взаимосвязи между изменением поведения другого человека и изменениями в поведенческих проявлениях самого абонента, является прием «виртуального» привлечения другого к диалогу (см. Будинайте Г. Л., 2012).

Абонента просят представить, что другой человек имеет возможность присутствовать при консультации и участвовать в разговоре. После этого психолог предлагает предположить, чтобы ответил «виртуально» привлеченный в разговор участнику обсуждаемой ситуации если бы его спросили, что в поведении самого абонента могло бы помочь ему изменить свое поведение желаемым образом. Это позволяет на следующем этапе выявить и обсудить гипотетическую взаимосвязь между изменениями в поведенческих проявлениях абонента и желательным поведением другого человека.

Прием виртуального привлечения другого в разговоре позволяет актуализировать и учитывать позицию другого, значимого для абонента человека, возможные ожидания этого человека от самого абонента (даже если формулирование этой позиции носит предположительный, гипотетический характер).

Пример из практики
На Телефон доверия обратилась девочка 14 лет в связи с тяжелым эмоциональным состоянием, связанным с разрывом отношений с молодым человеком.
Абонентка заметила, что особенно сильно ее огорчила неготовность матери ее поддержать. В этой связи психолог предложил представить, что у матери девочки была бы возможность слышать их разговор.
Психолог попросил девочку подумать о том, чтобы ответила ее мать, если бы ее спросили, готова ли она в целом, выслушивать и эмоционально поддерживать дочь в трудных ситуациях. Абонентка с уверенностью заметила, что в ответ, мать безусловно уверила бы её в своей готовности оказывать ей эмоциональную поддержку.
Затем психолог попросил девочку подумать, чтобы могла ответить мать, если бы ее спросили, в какой ситуации с ней было бы удобнее провести разговор о случившемся. Девочка отметила, что мама, наверное, предложила бы выбрать для разговора с ней выходной день, когда ее внимание не будет направлено на ее работу. Этот план был конкретизирован.
Другой способ перевода представления о решении с «полюса» другого человека, и создание описания решения в терминах поведения самого абонента - это исследование последствий позитивных изменений в поведение другого:

Представьте себя, что другой человек изменил свое поведение устраивающим Вас образом. Как тогда изменится Ваше поведение? Что Вы будете делать иначе в общении с ним?

Пример из практики
На Телефон доверия обратился подросток 13 лет. Причиной обращения стали сложности во взаимоотношениях с одноклассниками. По его словам он недавно перевелся в новую школу, и одноклассники относятся к нему настороженно, подружиться с ними не получается.
На вопрос о том, есть ли у него друзья или приятели вне класса, абонент ответил утвердительно: у него сохранилась дружба с несколькими ребятами, с которыми он учился в предыдущей школе.
Психолог спросил о том, какие его качества или сильные стороны, по его мнению, ценят в нем эти старые друзья (таким образом, исключение из проблемы, то есть описания взаимодействие со сверстниками, которое абонента устраивало, было сформулировано в терминах предпочитаемого для абонента способа восприятия его другими людьми). Мальчик ответил, что им может нравиться его доброта, отзывчивость и чувство юмора.
На следующем этапе диалога консультант попросил подростка подумать о том, что могло бы случиться, чтобы одноклассники тоже бы заметили и оценили в нем эти качества. Абонент предположил, что возможно одноклассники смогли бы увидеть его с новой стороны, если бы он организовал вечеринку и пригласил бы их.
На основе обсуждения этой возможности было выработано представление об устраивающем подростка взаимодействии с одноклассниками. Консультант спросил Сергея о том, как бы изменилось их поведение по отношению к нему, если бы они увидели его с новой, необычной для них стороны. Абонент ответил, что в этом случае одноклассники, скорее всего, стали бы вести себя с ним более приветливо, больше шутить с ним, интересоваться его жизнью. На вопрос о том, что в этой ситуации делал бы по другому он сам, Сергей ответил, что он бы, возможно, тоже стал бы более веселым, улыбчивым и приветливым по отношению к ним, а также активнее обращался к ним с различными идеями и за помощью.
Такая формулировка решения проблемы позволила обсудить возможность Сергею первому «предложить» одноклассникам более дружелюбное и раскованное поведение, а также конкретизировать план по организации вечеринки.

Шкалирование –это метод, при использовании которого клиенту предлагается особым образом организованная шкала, на которой есть желаемая («внепроблемная» ситуация) на одном конце шкалы и «наихудшая» ситуация - на другом. Клиенту предлагается локализовать на этой воображаемой шкале свою актуальную жизненную ситуацию (Будинайте Г. Л., 2005).

Предметом шкалирования также может быть взаимодействие абонента с значимыми для него людьми, где на одном конце континуума выделяется «проблемное», не устраивающее взаимодействие, а на другом - предпочитаемое. Локализация актуальной ситуации на шкале и детальное описание небольшого положительного сдвига позволяет на следующем этапе диалога обсудить возможные шаги самого абонента, направленные на изменение его взаимодействия с другими в предпочитаемом для него направлении.

Пример из практики. 15 летний подросток, обратился на Телефон доверия в связи с тяжелыми эмоциональными состояниями (подавленности, тревоги, апатии), связанными с переживанием одиночества.
Он рассказал, что хочет, чтобы у него появилось больше друзей, готовых выслушать его и помочь в трудную минуту. На следующем этапе разговора «картина» желаемых отношений с друзьями была подробно обсуждена и встроена в более широкий контекст изменений в других сферах в жизни абонента.
При оценке своей ситуации по 10 балльной шкале (0 баллов – это самая худшая ситуация, а 10 баллов – ситуация, в котором возможно предпочитаемое общение с друзьями) абонент отметил, что актуальная ситуация соответствует 4 баллам. Это объясняется тем, что вокруг него много людей, которые могли бы стать его друзьями, но в силу пассивности и отсутствия времени, он не делает первый шаг для начала общения с ними. Изменение шкалы на один балл (до 5 баллов) подросток связал с тем, что общение с этими знакомыми станет чуть боле регулярным.
На следующем этапе диалога были обсуждены возможные шаги самого абонента для достижения этой цели. Абонент отметил, что в некоторых ситуациях имеет смысл предпочесть учебу общению с друзьями, так как в конечном итоге, общение вызовет у него положительное эмоциональное состояние, что позволит учится более успешно и продуктивно, даже если на учебу будет уходить меньше времени.

Необходимо отметить, что во всех случаях выявленные связи между изменением поведения абонента и изменением в поведении других людей и имеет предположительный статус, что часто имеет смысл прямым образом обсуждать и в ходе консультации. Вместе с тем, опыт психотерапевтической и консультативной работы показывает, что предположения, высказываемые клиентами о возможных способах изменить не устраивающие его взаимоотношения с другими людьми, как правило, бывают очень реалистичны (Будинайте Г. Л., 2012).
Отметим также, что применение описанных выше приемов и техник, на наш взгляд, при определенных условиях может совмещаться с использованием более традиционных для телефонного консультирования стратегий (в том числе «эмоционального отреагирования» переживаний абонента или его психологического просвещения). В то же время, вопрос о возможности использования «профессиональных» знаний или навыков психолога без «потери» необходимых для работы в конструктивистской логике позиции неэкспертности и сотрудничества, безусловно требует дальнейшего изучения.

Источник: https://yadi.sk/i/XA04BJD7qg2mv
Категория: ДТД | Добавил: Камин (02 Апрель 2016) | Автор: Геронимус Иван
Просмотров: 453 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП