Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Главная » Библиотека » ДТД

Н. Кокуркина Тезисы доклада на конференцию по ТД
Н. Кокуркина
Тезисы доклада на конференцию по ТД 9 декабря
1. Отличия семейного системного подхода от других подходов к оказанию помощи семье и ребенку:
1) В фокусе находится вся семья.
2) Семья рассматривается как система, функционирование которой подчинено законам функционирования систем (закон развития и закон гомеостаза).
3) Семейная психотерапия развивалась под влиянием кибернетики и общей теории систем.
4) Системный взгляд на мир позволяет выдвинуть тезис о том, что все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообсуславливают друг друга; целое больше чем, чем сумма его частей. Системный взгляд также предлагет отказать от линейной причинной логики(где основной вопрос Почему?) и перейти к круговой, в которой основной вопрос: Зачем?
5) Семья – открытая система, находится во взаимообмене с окружающей средой. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы.
6) Чтобы понять значение симптома, необходимо уйти от диады, и рассмотреть треугольники отношений. Например, конфликт мать – дочь не решается до тех пор, пока мы не увидим, кто третий участвует в этом конфликте. Например, отец или бабушка.
2. Пример 1.
На приеме мальчик 10 лет с мамой. Жалобы на неуверенность мальчика, проблемы в отношениях со сверстниками, трудности в учебе Трудный брак, много лет находится на грани развода. У отца – любовница, у матери – любовник. Мать не разводится, потому что боится, что отец отсудит сына. Страхи не подкреплены реальностью. Ей также важно, что отец делает уроки с сыном, ей самой некогда. Семья живет в квартире жены, и уйти отцу некуда. Мать считает, что уроки с сыном – это плата мужа за квартиру. Уроки делаются так: отец сначала объясняет, потом быстро начинает требовать, чтобы «мальчик думал сам», быстро выходит из себя, начинает кричать и обзывать сына. Когда родители ругаются, часто по поводу мальчика, мама уезжает к любовнику. Квартира трехкомнатная, мать и сын живут в одной комнате, отец – в другой. Симптомы мальчика замечательно поддерживают гомеостаз системы: плохая учеба обеспечивает папу крышей над головой, а маме все время доказывает нужность отца, что позволяет ей не разводиться, и не выходить замуж за любовника. Мальчик фактически «спасает» маму от нового брака, так как на индивидуальной встрече женщина призналась, что для нее все мужчины одинаковые, она от всех ждет подвоха, предательства и т.п. Таким образом, включенность мальчика в супружеский конфликт поддерживает гомеостаз системы. Но цена, которую мальчик платит за это, высока: он фактически не решает задачи возраста, не заводит друзей, не развивает внешкольные интересы. Уровень тревоги мальчика запредельно высокий. А когда же ему все это делать, ведь он все время в конфликте лояльности и осуществляет баланс власти.

3. Случай 2.
Девочка Лена 10 лет. Мама жалуется на неспособность Лены организовать себя, самостоятельно сделать уроки. Лена ждет прихода мамы с работы, и только тогда садится за уроки. У Мамы Маши трудные отношения со своими родителями. Они считают ее некомпетентной мамой, которой даже «собаку нельзя доверить». При этом мама Маша, умна, хорошо образована, занимает хорошую должность в иностранной компании. Но все достижения мамы маши родителям кажутся недостаточными. Они периодически предлагают ей отдать им девочку. Маме Маше очень важно дисциплинировать девочку, это даст ей возможность доказать родителям, что она достойная мать. Но именно это у нее не получается. Девочка бабушку и дедушку очень любит, но и маму тоже. Девочка в конфликте лояльности. Будешь слушаться маму, значить бабушка и дедушка проиграли, будешь слушаться Б и Д, значит мама проиграла. Девочка – фактически арена борьбы мамы с ее родителями за власть над ней. Поэтому девочка лавирует между двумя системами, обретая много власти. Такая перевернутая иерархия получилась. В этом случае тоже трудно понять смысл симптома девочки, не увидев треугольника отношений, в который она включена: прародители – мама – Лена.

4. Случай 3.
Жалобы очень похожи. Девочка Таня 10 лет. У мамы недавно родилась вторая дочка во втором браке. Жалобы на Таню: не может организовать себя, долго делает уроки, плохо ест. Мама с Таней находится в постоянной борьбе. Таня, как и всякий ребенок, конечно, побеждает, так как не ограничен временем и средствами. Работа шла через проверку системных гипотез, которые формулировались благодаря рассмотрению разных треугольников отношений.
Сначала мы искали источник борьбы мамы с Таней. Он оказался в трудных отношениях мамы Светы с бабушкой Олей. Там было много контроля и мало тепла. Мама Света боролась со своей мамой, хотела получить от нее признание взрослости и право на самостоятельность. Но не получила. В этой семье право на взрослость и самостоятельность давалось вместе с замужеством. Тогда она вышла замуж.
Мама Света сформулировала, что она борется со своей дочкой, как с мамой боролась. « Я пыталась уйти от мамы. А мама теперь в Тане, она теперь всегда со мной! Мне даже дочкой ее трудно назвать».
Следующая гипотеза в работе с этой семьей состоялась в том, что конфликт – это способ сближения между мамой дочкой. Позитивных способов совместного времени у них почти не было, они не могли о них договориться: что нравилась маме, не нравилось девочке и наоборот.
Предписания позитивного совместного времени не выполнялись, а лишь усиливали поток критики с стороны мамы в адрес девочки. Тогда основным в работе об источниках такого негатива в адрес девочки. Выяснилось, что мама Света видит дочку, как копию ее отца, с которым были трудные, полные борьбы и унижений отношений. Таким образом, в фокусе внимания на данном этапе оказался треугольник мама Света – ее бывший муж – девочка. Работа с проекциями позволила маме увидеть отличия девочки от отца, схожесть с обой и ее уникальные черты.
Переломный момент в терапии наступил, когда в фокусе отношений оказались отношения мамы Светы со вторым мужем. Несовершенство Тани заставляло маму Свету чувствовать свою вину перед мужем и «шпынять» девочку. Масла в огонь подливало то, что второй муж мамы Светы поддерживал плотные отношения со своей первой семьей (женой и детьми), много ресурсов направлял туда, а в эту семью мало. На супружеской встрече муж мамы Светы признался, что Таня отличается от его родных детей, «те с полуслова понимают».
На индивидуальной встрече мама Света сделал такой вывод: «Я шпыняю Таню, потому что те дети хорошие, я хочу, чтобы она была такая же хорошая как те, тогда он будет ко мне лучше относиться, и к Тане, и будет стараться как для той семьи. Стать такими же важными как они».
Таким образом, в фокусе нашего внимания оказался новый треугольник: мама Света – ее дочь – первая семья мужа. Мама чувствует свою аутсайдеровскую позицию в треугольниках с мужем, его матерью и бывшей женой. Мама сравнивает себя с его первой женой, и чувствует себя неудавшейся матерью. Она не обсуждает эту ситуацию с мужем (либо говорит вскользь с наездом и обвинением) и свои чувства. Вместо этого она напрягается еще больше, становясь все более гиперфункциональной, и усиливает давление на Таню, стремясь к совершенству в ней.
Обсуждение этой ситуации серьезно улучшили отношения в диаде мама Света – Таня. Стала очевидна необходимость работы с супружеской диадой.
В заключени работы Таня отметила, что стала сама вставать и собираться в школу, быстро есть и делать уроки, теперь остается время на игру на компьютере и общение в социальной сети.
Мама призналась, что стала меньше наседать и придираться, играет с Лерой каждый день, находит возможность ее похвалить и порадовать.
В целом отношения стали теплее и спокойнее.
5. Заключение.
Таким образом, системные терапевты считают, что важно научиться мыслить треугольниками. Не важно, сколько человек присутствует на приеме, важно о скольких терапевт думает. Мне думается, что эта идея может быть ценной и для телефонных консультантов, чтобы более объемно видеть ситуацию абонента.

Категория: ДТД | Добавил: Камин (07 Января 2011) | Автор: Н. Кокуркина
Просмотров: 2843 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП