Какую позицию должен занимать взрослый в отношении травли в Интернет-пространстве, с которой могут столкнуться дети? Нижеприведенные рекомендации по профилактике и противодействию кибербуллингу ориентированы, в первую очередь, на родителей или лиц, их замещающих. В случае, если складывается ситуация, в которой ребенок оказывается вовлеченным в кибертравлю, учитель может поделиться данными рекомендациями с родителями и совместно с ними обеспечивать их выполнение. 1. Родитель должен быть в курсе того, какую активность проявляет ребенок онлайн, какие сайты посещает. Также он ставит ребенка в известность о том, что как человек, который отвечает за его безопасность, он можете интересоваться тем, что он делает в Интернете, если будут веские причины для беспокойства 2. Программу «Родительский контроль» поставить можно, но это не панацея, не стоит на нее полностью полагаться. 3. Если родителю удастся проявить искренний интерес к самым любимым сайтам ребенка и узнать о них побольше (и от ребенка, и покопавшись в них самим), это будет хорошим фактором повышения кибербезопасности ребенка. 4. Хорошо, если ребенок согласится «дружить» с родителем в социальных сетях. Если он отказывается, это его право, но, может быть, он согласится дружить при этом с каким-то другим взрослым, с которым у родителя есть контакт (например, со старшим братом или сестрой, хорошим другом семьи т .д.). 5. Родитель должен спросить у ребенка пароли от его аккаунтов и пообещать, что воспользуется ими только в случае крайней необходимости. И обязательно сдержать слово. Попытки «шпионить» за детьми приводят зачастую к быстрому разоблачению родителей и полному исчезновению доверия со стороны ребенка. После этого у родителя остается очень мало шансов узнать о происходящем, если ребенок действительно окажется в опасной ситуации. 6. Договориться с ребенком о том, что он сразу же расскажет родителю, если окажется в ситуации кибербуллинга, и заверить его в том, что при этом родитель не отберет у него телефон или компьютер. И сдержать слово.
Родитель должен обучить ребенка некоторым правилам безопасности в сети: • Научить детей хорошенько думать о том, что они постят в сети. Научить никогда не делиться чем-то, что потом может их поставить в неловкое положение: единожды будучи помещенной в сеть, информация перестает принадлежать автору — это очень важно усвоить. • Предложить детям задуматься над тем, кому, по их мнению, может иметь доступ к их личной информации: будет ли их страница открыта для всех или только для друзей, или друзей друзей и т.д. • Научить детей ни с кем (кроме родителя, см. условия выше) не делиться своими паролями
Если кибербуллинг уже имеет место: • не отвечать на оскорбительные сообщения и не пересылать их; • сделать скриншоты, оставить доказательства того, что нападение имело место; • заблокировать того пользователя, от которого исходят оскорбительные сообщения; • сообщить провайдеру или руководству соцсети или сайта о том, что правила их сервиса нарушаются (в случае с кибербуллингом это почти всегда так).
КАК УЧИТЕЛЮ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ КИБЕРБУЛЛИНГА К сожалению, жертвами буллинга порой становятся и сами учителя Результаты недавно проведенного опроса почти 3000 учителей из 75 регионов РФ показали, что более половины из них сталкивались в своей работе с различными формами травли со стороны учеников. Травля с использованием Интернета — наиболее распространенный и доступный способ нападок на учителя, к которому сегодня часто прибегают дети. Чтобы обезопасить себя, стоит обратить внимание на следующие пункты: Профилактика • Не оставлять компьютер, планшет или иное устройство на своем рабочем месте в школе без пароля, когда отходите от рабочего стола. • Установить ПИН или пароль на мобильный телефон для того, чтобы с него нельзя было быстро скопировать ваши личные документы (например, фотографии), если он, например, попадет в руки к ученикам. • Внимательно ознакомиться с политикой конфиденциальности приложений на телефоне и социальных сетей, в которых вы зарегистрированы. • Периодически отслеживать вашу представленность в Интернете (что о вас пиушт, какую информацию можно найти). Это можно сделать, введя свои данные в строку поискового сайта в Интернете. Обратите внимание, что поиск нужно осуществлять не только по упоминаниям в тексте, но и в видео и картинках.
Помните, что вашей репутации может навредить информация о вас, которой другие люди делятся в Интернете (например, в социальной сети друзья могут отметить вас на фото, которое вы бы предпочли сохранить приватным). • При общении в Интернете всегда важно сохранять вежливый тон. • Обсудить с вашей семьей и друзьями, какого рода материалы, фото, информацию о вас они могут выкладывать в Интернет, а какого — нет. • Не принимайте запросов на дружбу в соцсетях от учеников, в особенности тех, с которыми работаете в данный момент. Если есть большая необходимость, можно завести отдельный аккаунт для работы, с которого вы можете общаться с учениками, но который не будет содержать при этом личной информации. • Для рабочей переписки используйте рабочую почту, постарайтесь не использовать для этих целей свой личный почтовый ящик. Если вы стали жертвой кибертравли: • Никогда не вступайте в переписку с агрессорами. • Сообщите администрации школы о происходящем. • Сохраняйте свидетельства кибернападения: делайте принтскрины (снимок экрана можно сфотографировать на камеру мобильного телефона) оскорбительных сообщений, которые вы получили. • Сообщите провайдеру или руководству соцсети или сайта о том, что правила их сервиса нарушаются (в случае с кибербуллингом это почти всегда так). • Если содержание сообщений содержит в себе угрозы, клевету, является порочащим честь и достоинство, возможно обращение в полицию.