Трушина Ирина Александровна,
заведующая отделением экстренной
психологической помощи по телефону
ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Саратова
Важным направлением работы по профилактике острых форм
социально-психологического неблагополучия несовершеннолетних является
информирование детей и подростков о работе Телефона Доверия и возможностях
получения помощи в кризисных ситуациях. Однако опыт показывает, что владение
ребенком информации о существовании Телефона доверия и знание номера телефона,
по которому можно обратиться в службу, оказывается недостаточным для обеспечения
доступности необходимой психологической помощи.
Кроме внешних, существует широкое многообразие «внутренних», психологических
барьеров, мешающих ребенку воспользоваться столь необходимой помощью и
поддержкой:
- страх неопределенности («что я буду говорить, когда самому ничего непонятно»,
«как будет себя вести психолог?»);
- страх обнаружения собственных проблем, связанный с опасениями осуждения,
негативной оценки со стороны консультанта;
- распространенные стереотипы (например, представление о том, что на Телефон
доверия обращаются только психически нездоровые люди, или те, кто намеревается
покончить жизнь самоубийством) и многое другое.
Все это определило выбор психологического тренинга как формы работы по
содействию детям и подросткам в преодолении факторов, препятствующих обращению
на Телефон Доверия.
Целью данного психологического тренинга является формирование у подростков
культуры обращения за социально-психологической помощью в проблемных ситуациях.
В ходе тренинга специалист представляет свою службу, рассказывая о принципах и
режиме ее работы. На конкретных примерах ведущий обучает определять, какая
специфическая профессиональная помощь (психологическая, юридическая и др.)
необходима человеку в тех или иных проблемных ситуациях. С ребятами проводятся
упражнения, направленные на осознание и осмысление личных барьеров, мешающих
обратиться на Телефон Доверия.
В ходе проведения тренинга предлагаются задания, помогающие преодолеть барьер
«первого шага», выполняются упражнения, позволяющие «проиграть» ситуацию
обращения в службу, приобрести практический опыт начала разговора со
специалистом.
В 2009 и за истекший период 2010 г. в рамках реализации программы «Я и
Телефон Доверия» охвачены более 2500 детей и подростков.
По результатам проведенного анкетирования 75% несовершеннолетних не знали о
существовании Телефона Доверия, 94% никогда не обращались в службу. После
проведения занятия 63% участников отметили, что им будет легче обратиться к
психологу. Каждый пятый участник тренинга выразил намерение обратиться в службу
за помощью в ближайшее время.
|