В основе деятельности кризисных служб для детей и родителей лежит убеждение, что
каждый ребёнок, подросток и родитель имеет право на получение профессиональной
социальной поддержки, и каждый способен осознать, в чём состоят его проблемы.
Телефон экстренной психологической помощи детям и родителям был открыт в
Вологодском Центре психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» в 2005
году для оказания профессиональной социальной и психологической поддержки
посредством информирования и консультирования детей, родителей, лиц, их
заменяющих, педагогов по вопросам, связанным с трудностями в развитии, обучении,
поведении детей, адаптации их к жизни в обществе, а также, в необходимых
случаях, для оказания кризисной помощи семье и детям.
Кризисные ситуации или состояния, которые могут оказать негативное влияние на
психическое или физическое здоровье ребёнка, нанести серьёзный ущерб его
развитию, следующие:
• переживание физического, психологического или сексуального насилия;
• острое горе (потеря родителей или близких людей, резкие изменения в семье
и/или другие психологические травмы);
• суицидальное поведение;
• конфликты в семье и нарушение отношений с родителями;
• школьная дезадаптация, обусловленная психосоциальными причинами;
• проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ;
• другие эмоциональные и поведенческие нарушения у детей (уходы из дома,
воровство и др.)
• психологические проблемы, связанные с половым и/или социальным созреванием,
трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.
Нормативно-правовая база деятельности телефона включает в себя: Положение о
Телефоне экстренной психологической помощи детям и родителям, Концепцию работы
Телефона и приложения, куда входят должностные и рабочие инструкции
консультантов и супервизора, распорядок и график работы консультантов, принципы
отбора сотрудников, программу обучения и супервизорской поддержки консультантов,
принципы рекламирования услуг, Кодификатор обращений, необходимые информационные
ресурсы и алгоритм анализа.
Работа телефона строится по двум основным направлениям: предупреждение
воздействия на детей трудных жизненных ситуаций и нейтрализация последствий
кризиса. В своей работе сотрудники ДТД используют традиционные формы помощи –
консультирование и информирование посредством телефонного диалога. Но, в
некоторых случаях, особенно когда речь идёт об угрозе жизни и здоровью ребёнка,
они осуществляют кризисное вмешательство в семью, приглашая её на очную
консультацию в Центр и затем организуют сопровождение трудного случая.
Все консультанты – психологи и социальные педагоги кроме обязательной подготовки
по телефонному консультированию ежегодно проходят тренинги повышения
профессионального мастерства.
За время работы телефона службой налажено сотрудничество с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты и образования города, с рядом общественных
организаций и СМИ. Это в первую очередь:
• областной центр планирования семьи и репродукции,
• социальные службы детских поликлиник города,
• служба Уполномоченного по правам ребёнка при Губернаторе Вологодской области,
• отдел охраны прав детей Управления образования,
• центр социальной помощи семье и детям,
• кризисный центр для женщин,
• сообщество социальных педагогов школ и детских садов,
• региональное общественное движение «Родительский комитет»,
• общественная организация приёмных семей г. Вологды,
• фонд «Укрепление семьи» и проект «Моя мама».
Наиболее активно и результативно в настоящее время развивается сотрудничество
Телефона Доверия с органами опеки и попечительства. Специалисты принимают
активное участие в городских и областных проектах «Замещающая семья», «Это наши
дети», «Дорога к дому», «Моя мама». Консультанты ДТД участвуют в проведении
Школы приёмных родителей, в разработке рекламных материалов и памяток для
опекунов и кандидатов в замещающие родители, преподают на курсах повышения
квалификации для специалистов опеки, УФСИН и соцзащиты, участвуют в теле- и
радиоэфирах.
Это сотрудничество помогает с одной стороны, находить дополнительные ресурсы для
рекламирования услуг Телефона доверия для детей и родителей, с другой – помогает
ощутить свою востребованность в обществе как профессионалов в сфере оказания
психолого-педагогической и социальной помощи населению, что помогает
предотвратить профессиональное выгорание.
|