Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Библиотека » Методические материалы

Е. А. Глаголева - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Скачать Е. А. Глаголева - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В настоящее время образованию отводится одно из ведущих мест в развитии социально - экономического статуса страны. Основы обучения закладываются в начальной школе. Письмо и речевые умения являются «базой» дальнейшего обучения.

Проект Госстандарта по начальному образованию предусматривает три аспекта в обучении детей родному языку: языковое образование, речевое развитие, развитие личности. Тем не менее в проекте Госстандарта не учитываются индивидуальные отличия в языковых и речевых способностях школьников, что может сильно снижать успешность обучения. Языковое развитие не только фиксирует имеющийся у учащихся уровень знаний, но и имеет непосредственную связь с возможностями полноценного их усвоения. Речевая учебная деятельность должна быть сформирована для усвоения родного языка как средства общения. Организуя обучение ребёнка, мы тем самым развиваем его до таких пределов, чтобы он стал полноценным членом общества.

К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной и устной речи как сложной формы психической деятельности, что нашло отражение в работах Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Р.Лурия, Д. Б. Эльконина и др. [1; 2; 4; 5; 6].

Несвоевременное формирование языковых (именно к ним относится письменная речь) и речевых навыков ведёт к нарастанию неуспешности в общем обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наи¬более частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учеб¬ной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма. Дети, имеющие трудности в обучении, автоматически попадают в «группу риска». Проблема школьной дезадаптации и неуспеваемости, проявляю¬щейся в различных вариантах дислексий и дисграфий, одна из наибо¬лее актуальных проблем современной педагогики, психологии и логопедии [3]. Если вовремя таким детям не будет оказана комплексная помощь, ведущим звеном которой оказывается цепочка: специалист- ребенок – семья, то в дальнейшем им будет намного тяжелее адаптироваться в социальной среде.

Несмотря на разветвленную систему специализированных учреждений, не все дети своевременно получают помощь. Наиболее часто причиной этого являются два обстоятельства: поздняя диагностика и несогласие родителей на перевод ребенка в одно из специализированных учебных заведений или классов. Задача специалиста в этом случае – разъяснить родителям, какая именно помощь и какое учебное заведение необходимы его ребенку. Научить родителя работать со своим ребенком по заданному учебному плану.

В работе необходим комплексный подход, т.е. консультирование ребенка (по необходимости) специалистами различного профиля. При работе с родителями и их детьми необходимо учитывать социальный профиль данной семьи, то есть те социально экономические условия, в которых находится и воспитывается ребенок (условия жизни ребенка в семье, социально-классовое положение родителей, культурный уровень, бюджет, национально-культурную среду и т.д.). Следует иметь в виду, что нередко и родители детей, имели такие же трудности, как и их дети.

Наш Центр начал свою работу 10 лет назад. На протяжении всего этого периода детям, обратившимся к нам с логопедическими проблемами оказывается комплексная специализированная помощь. Виды оказания помощи и принципы работы видоизменяются, исходя из образовательной ситуации в округе на текущий учебный год.

Логопеды Центра осуществляют работу с детьми, имеющими речевые нарушения различной степени сложности (дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, ОНР, ФФН, сложная дислалия) и их последствиями (дисграфия, дислексия), а также проводят работу и с их родителями. В отличие от ДОУ, детских поликлиник и школьных логопедических пунктов дети, пришедшие в Центр проходят первичное медицинское обследование, что позволяет отсеять детей, имеющих неречевые проблемы, а также детей, имеющих речевые проблемы, как вторичные (первичное: олигофриния, ЗПР, психоподобные сотояния), которые нуждаются в обучении в специализированных школах и специальных ДОУ. При первичном обследовании, которое проводится особо тщательно, опираясь на нейропсихологические пробы, выявляется тип речевого нарушения. Часто выявляются дети, имеющие стертые формы дизартрии, у которых при нормальном звукопроизношении есть вероятность появления ошибок при дальнейшем обучении чтению и письму, что практически невозможно сделать в ДОУ (т.к. обследование проводит только логопед). С такими детьми и их родителями проводится профилактическая работа.
Родители или лица их заменяющие присутствуют на всех занятиях, получают все необходимые задания и консультации (что невозможно ни в условиях ДОУ, ни школы), что существенно повышает эффективность работы. Если возникает трудность общения ребенка с родителями при выполнении домашнего задания, то психологи Центра проводят семейное консультирование для налаживания рабочей доброжелательной атмосферы, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на логопедическое занятие в целом.

Мы стараемся принимать всех детей, обратившихся к нам за помощью, что невозможно в других образовательных учреждениях.

После прохождения консилиума (обсуждения специалистами Центра всех заключений на данного ребёнка, полученных в результате проведения комплексного обследования и беседы с родителями) ребёнок зачисляется либо на групповые занятия, либо на индивидуальные занятия с логопедом, где его по мере необходимости дополнительно сопровождают групповые занятия с педагогом-психологом, социальным педагогом, музыкальным руководителем, учителем-дефектологом. Школьники, имеющие трудности в обучении письму зачисляются на групповые занятия, а по мере необходимости и на индивидуальные. Несколько лет в Центре функционировала группа «Выручалочка» для детей, имеющих трудности в освоении письменной речи. С родителями осуществляется «обратная связь» через анкетирование о работе педагога (что полностью отсутствует в школах, ДОУ и поликлиниках). Логопеды поддерживают связь с другими специалистами Центра, поэтому каждый ребенок может получить дополнительную консультацию любого специалиста Центра.

Родители помимо индивидуальных консультаций посещают семинары, которые проводят специалисты разного профиля. Таким образом, к ребенку осуществляется комплексный подход с учетом его индивидуальных способностей.

Именно поэтому и школьные логопеды, и логопеды ДОУ, и логопеды поликлиник наиболее трудных детей направляют в Центр для оказания им помощи, т.е. логопеды Центра работают в общем ключе со службами округа, оказывая помощь нуждающемуся населению. Дети, не посещающие ДОУ, также обращаются за помощью в Центр. К каждому ребенку осуществляется комплексный подход, который возможен только в рамках нашего учреждения. Учитывая принцип семейного подхода к решению различных проблем, встречающихся у ребенка, остановимся на трудностях при работе с детьми, имеющих речевые нарушения, а также нарушения устной и письменной речи. Большие трудности встречаются при работе с детьми младшего школьного возраста. Часто и их родители имели те же проблемы, но они как-то забыли об этом. Иногда достаточно самому родителю рассказать ребенку о своих прошедших проблемах в детстве, и как он их решал (например: записывал слово несколько раз, проговаривая его, и т.д.) и барьер между родителем и ребенком снижается. Именно этому – «посмотреть на трудности ребенка через свои и увидеть это» учат родителей специалисты Центра. Тесный контакт с семьей дает в целом положительные результаты.

В последнее время, к счастью, появилось достаточно литературы для родителей тех детей, которые имеют отклонения в развитии. Но родители детей, имеющих незначительные трудности, по-прежнему остаются в стороне.

Рассмотрим небольшой пример: в Центр обратилась мама с ребенком с недостатками звукопроизношения. Грубой патологии при обследовании не выявлено, ребенок интеллектуально сохранен, физический слух в норме. Маме были даны рекомендации, которые она подробно записала. При повторной явке через две недели, результатов никаких не было, ребенок не хотел общаться с логопедом в присутствии мамы. Как выяснилось позже, мама в самостоятельных занятиях дома постоянно сравнивала успехи ребенка с успехами старшего брата. Маму направили к психологу, после нескольких консультаций у которого, результаты домашнего выполнения заданий стали намного успешнее. То есть опосредованно, через консультацию родителей удалось добиться положительных сдвигов в занятиях.

Логопеды Центра помимо работы с детьми, проводят большую методическую работу. Участвуют в конференциях, семинарах, посещают книжные выставки, на которых знакомятся с новейшими разработками в своей области и в смежных областях. В 2000 году был проведён семинар для учителей начальных классов на тему: «Ознакомлении со специфическими ошибками письма и чтения и методы их устранения». Учитывая повышенные голосовые нагрузки учителей специалистами Центра в 2004 году для учителей и администрации школ был проведён семинар на тему: «Воспитание выносливости голоса».
Ниже приводится схема работы логопеда Центра с детьми и родителями, взаимодействия его с другими специалистами и службами округа. Даны примеры речевой карты, используемой в нашем Центре. В традиционный вариант карты для школьников был внесён ряд изменений, что на наш взгляд улучшает проведение диагностики. Также были разработаны пояснения к речевой карте (см. ниже).

Конечная цель нашей работы выйти на такой уровень отношений, когда родитель сможет оказывать квалифицированную помощь своему ребенку без сопровождения специалиста.

Список литературы
1. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / под ред. со вступ. ст. с. 4-36. А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
2. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов / Н. И. Жинкин // Психология усвоения грамматики и развитие письменной речи. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – С. 141-250.
3. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. / А. Н. Корнев. - СПб.: ИД "МиМ", 1997. – 286 с.
4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / Леонтьев А. Н. – 3-е изд. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 575 с.
5. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. М.: Изд-во и тип. Изд- ва Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии, 1950. – 84 с.
6. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе / А.Н.Матвеева. - Москва, 1995 г.
7. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин . - М. : Изд-во МПСИ, 2001. – 416 с.

Категория: Методические материалы | Добавил: Дмитрий (11 Июнь 2009)
Просмотров: 4559 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП