Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Библиотека » Методические материалы

О. Е. Кленкова - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать О. Е. Кленкова - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра продолжает оставаться ведущей деятельностью ребенка в течение всего дошкольного детства, способствуя его физическому, эмоциональному и умственному развитию. Игра предоставляет детям возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка – потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной обстановке. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для себя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний. Поэтому в практике современных образовательных учреждений широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами.

Одним из таких игровых средств, появившимся сравнительно недавно в арсенале наших специалистов в области дошкольного образования (педагогов, психологов, дефектологов) стал игровой комплект «Пертра». Он предназначен для психологического развития ребенка и коррекции познавательной сферы детей с особыми потребностями.

Основным направлением работы нашего Центра является оказание психологической, педагогической и социальной помощи семьям с детьми от 5 до 18 лет и подросткам, имеющим нарушения здоровья и трудности в обучении, развитии, социализации. В связи с этим для повышения эффективности работы специалистов Центра с детьми, имеющими различные проблемы в развитии, три года назад игровой комплекс «Пертра» был приобретен в нашем Центре. Специалисты Центра прошли специальную программу обучения, где они познакомились с основными наборами игровых средств, входящих в состав комплекта, и получили общее представление о способах использования их в работе с детьми. Дальнейшая работа по включению «Пертры» в систему работы с детьми велась нашими специалистами самостоятельно. Была разработана коррекционно-развивающая программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста «Перцептивный тренинг «Пертра», программа «Перцептивная диагностика уровня развития психомоторной активности у старшеклассников с целью профориентрации».

Проведению любой коррекционно-развивающей работы должна предшествовать диагностика. Все дети, посещающие занятия в нашем Центре проходят комплексное обследование по программе «Семейное консультирование». Курс программы рассчитан на психолого-медико-педагогическое обследование нескольких уровней, уточнения причин обращения, подбор индивидуальных и групповых реабилитационных, профилактических и развивающих программ.

Благодаря разнообразию деталей, входящих в состав игрового комплекта «Пертра», появилась возможность проводить углубленную комплексную диагностику развития дошкольников и детей младшего школьного возраста. В соответствии с выбранным набором игровых средств педагог-психолог, дефектолог могут установить уровень развития тактильного, зрительного и слухового восприятия, внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, пространственного, наглядно-образного, абстрактного и творческого мышления, речи, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, произвольности; зафиксировать уровень сформированности у ребенка элементарных математических представлений, знаний, умений и навыков.

Проведение такой диагностики стало возможным благодаря разработанной специалистами нашего Центра системы диагностических упражнений (заданий). Основными критериями сформированности того или иного психического процесса является скорость, точность выполнения ребенком задания (следование инструкции и соблюдение правил) и количество ошибок (умение увидеть собственную ошибку и самостоятельно исправить ее). Важно отметить, что взаимодействие ребенка в процессе обследования с множеством красочных и приятных на ощупь игровых элементов вызывает у детей интерес, повышает их познавательную активность и позволяет превратить утомительную для ребенка процедуру обследования в увлекательную игру.

Далее мы представим общую систему диагностики, а также приведем примеры диагностических заданий. Система заданий включает в себя три блока: диагностика развития познавательных процессов, моторики и волевых процессов, диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений, знаний, умений и навыков.

Первый блок: «Диагностика развития познавательных процессов»
1. Диагностика развития восприятия
Пример задания на диагностику тактильного восприятия.
Задание «Угадай-ка»
Материалы: тканевый непрозрачный мешочек, маленький и большой квадраты, маленький и большой равнобедренные треугольники, маленький и большой прямоугольники из Набора игровых средств
№ 2. Процедура проведения: Фигуры помещаются в мешочек. Ребенок должен посчитать количество фигур в мешочке (6 фигур – 1 балл), затем, ощупывая поочередно каждую из фигур ребенок должен определить ее размер и описать форму. За каждую правильно описанную фигуру ребенку начисляется балл. Максимальное количество баллов в этом задании – 7.

Пример задания на диагностику зрительного восприятия.

Задание «Геометрические фигуры»
Материалы: 1 большой зеленый квадрат, 1 маленький красный квадрат, 1 маленький синий равнобедренный треугольник, 1 большой желтый прямоугольник из Набора игровых средств № 2 у педагога и набор разных видов фигур из Набора игровых средств № 2 у ребенка.
Процедура проведения: Педагог выкладывает маленький красный квадрат на доску-основу и дает ребенку задание: «Посмотри на фигуру. Выложи под моей фигурой такую же. Опиши словами фигуру, которую ты видишь перед собой? При необходимости педагог задает дополнительные вопросы: Как называется такая фигура? Какого она цвета? Размера?» Такое же задание предлагается выполнить ребенку с каждой из 4 фигур. За каждое правильно выполненное задание и каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов в этом задании – 12.

Пример задания на диагностику слухового восприятия.

Задание «Узор»
Материалы: доска-основа, 1 синий большой треугольник, 1 маленький красный квадрат, маленький желтый прямоугольник, большой зеленый треугольник, большой синий квадрат из Набора игровых средств № 2.
Процедура проведения: Педагог дает ребенку устные инструкции:
а) «В правый верхний угол положи синий большой треугольник»
б) «В нижний левый угол – маленький красный квадрат»
в) «В правый нижний угол – маленький желтый прямоугольник»
г) «В левый верхний угол – большой зеленый треугольник»
д) «В середину доски – большой синий квадрат»
За каждое правильно выполненное задание начисляется 2 балла. Максимальное количество баллов в этом задании – 10 баллов.

2. Диагностика развития свойств внимания
Пример задания на диагностику концентрации внимания.
Задание «Повтори за мной»
Материалы: два одинаковых набора по 10 пластин с фигурными или прямыми пазами из Набора игровых средств № 1.
Процедура проведения: Педагог строит отрезок дороги из 10 пластин, ребенок, глядя на образец педагога, выкладывает такую же дорогу, точно повторяя последовательность расположения пластин.
За каждую правильно положенную пластину присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов в этом задании – 10.
Пример задания на диагностику распределения внимания.
Задание «Пирамида»

Материалы: доска-основа, кубик с отверстиями, 3 палочки разного размера, цилиндры, кольца и шары разного размера и цвета из Набора игровых средств № 3.
Процедура проведения: На доске-основе с помощью кубика с отверстиями и маленькой палочки устанавливаются две горизонтальных палочки одинакового размера. Перед началом выполнения задания ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай и запомни, что тебе надо делать. На правую палочку правой рукой ты будешь надевать только маленькие цилиндры красного цвета, на левую палочку только большие зеленые шарики. На каждую палочку надо одеть по пять фигур. Выполняй задание попеременно правой и левой рукой». Инструкцию зачитывают ребенку несколько раз, он ее обязательно повторяет и выполняет пробное задание вместе с педагогом. За каждую правильно надетую фигуру начисляется балл. Максимальное количество баллов в этом задании – 10.
Пример задания на диагностику переключения внимания.
Задание «Машинки»

Материалы: доска-основа, комплект пластин с фигурными или прямыми пазами, 2 разного цвета шарики и 2 разного цвета машинки с фиксирующими штырьками из Набора игровых средств №1.
Процедура проведения: на доске-основе, используя пластины с фигурными или прямыми пазами, ребёнок строит дорогу. Педагог даёт задание: «Проведи машинку по дороге», при этом просит соблюдать правила: «Не выходи за пределы дороги», «Проведи машинки по дороге одной рукой», «Проведи машинки с пешеходами другой рукой». После освоения ребенком задания с использованием одной руки (обязательно и левой и правой) педагог дает инструкцию на одновременное выполнение задания двумя руками: «Проведи машинки с шариком двумя руками одновременно или проведи машинки с пешеходом и шариком двумя руками одновременно». После этого педагог просит ребенка построить дорогу таким образом, чтобы из разных ее концов правая и левая руки двигались сначала навстречу друг другу, затем в противоположные стороны. За каждое правильное выполнение начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 7.

3. Диагностика развития памяти
Пример задания на диагностику зрительной памяти.
Задание «Бусы»
Материалы: доска-основа, деревянный стержень средней длины, шнур, деревянные цилиндры, круги, шары разного размера и цвета из Набора игровых средств №3.

Процедура проведения: Педагог в качестве образца нанизывает на веревку цилиндры, круги, шары, а ребенка просит: «Внимательно посмотри и запомни узор», затем педагог прячет «веревку - бусы» и предлагает ребенку сделать такой же узор на вертикальной палочке: «Сделай как у меня». За каждую правильно надетую деталь присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов – 7.

Пример задания на диагностику тактильной памяти.

Задание «Мешочки»

Материалы: тканевый непрозрачный мешочек (2 штуки), два одинаковых набора по 5 пластин с фигурными или прямыми пазами из Набора игровых средств №1.
Процедура проведения: ребенок раскладывает пластины по мешочкам, педагог дает ему инструкцию: «Положи правую руку в этот мешочек, а левую в этот. Найди сразу двумя руками одинаковые пластинки, назови их». Или просит одновременно отыскать в мешочках разные пластины и назвать их. За каждое правильное выполнения задания дается 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
Пример задания на диагностику кинестетической памяти.
Задание «Гуси»

Материалы: доска-основа, 10 пластин с фигурными или прямыми пазами, лист бумаги в клетку, карандаш.
Процедура проведения: сначала ребенка просят построить дорогу, затем пальцами рук поочередно он должен провести от начала дороги до конца. Педагог дает следующую инструкцию: «Закрой глаза, пройди дорогу указательным пальцем (или любым другим)». После этого можно предложить ребенку зарисовать карандашом на листе бумаги только что пройденную дорогу или какой-то определенный отрезок. За каждую правильно нарисованную пластину присваивается 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
4. Диагностика развития мышления:
Пример задания на диагностику пространственного мышления.
Задание «Перевертыши»
Материалы: доска-основа, разделенная на 2 части по вертикали, 2 одинаковых набора фигур (один – для педагога, другой – для ребенка). В каждом наборе по 6 фигур разных цветов и формы (2 красных маленьких треугольника, 2 маленьких зеленых прямоугольников, 2 маленьких синих прямоугольников) из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения: На левой части доски-основы в верхнем углу педагог собирает узор из 6 фигур своего набора. Второй набор фигур педагог предоставляет ребенку и дает задание: «Посмотри внимательно на то, как расположен мой узор. Собери такой же узор из этих фигур и расположи его так же, как у меня, только на своей части доски». За каждую правильно расположенную фигуру начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов в этом задании – 6.

Пример задания на диагностику наглядно-образного мышления.
Задание «Повтори узоры»
Материалы: доска-основа, 3 красных маленьких треугольника, 3 маленьких желтых треугольников, 3 маленьких зеленых прямоугольников, 3 маленьких синих прямоугольников из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения: Педагог с помощью фигур строит последовательно 3 узора (порядок фигур в них меняется). Задание ребенку: «Посмотри внимательно на мой узор. Собери точно такой же».
За каждый правильно воспроизведенный узор дается 3 балла. Максимальное количество баллов в этом задании – 9 баллов.

Пример задания на диагностику абстрактного мышления.
Задание «Счет по Пиаже»
Материалы: доска-основа, 2 синих маленьких треугольника, 2 красных маленьких треугольника, 2 красных маленьких прямоугольников, 2 синих больших прямоугольников из Набора игровых средств № 2.
Процедура проведения: Педагог выкладывает на доску фигуры: 2 синих маленьких треугольника, 2 красных маленьких треугольника, 2 красных маленьких прямоугольников, 2 синих больших прямоугольника. Затем задает ребенку вопросы:
1) Сколько здесь треугольников, прямоугольников?
2) Сколько фигур синих, красных?
3) Каких фигур больше:
а) красных или прямоугольных;
б) синих или треугольных;
в) красных или треугольных;
г) синих или прямоугольных?»
За каждый правильный ответ на вопросы 1) и 2) дается по 1 баллу, на вопрос 3) за а) – г) – по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 6.
Задание «Архитектор»
Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющим желобом из Набора игровых средств № 6.
Процедура проведения: Педагог дает задание ребенку: «Построй дорогу, используя только 6 перекрестков (3 с круглыми и 3 с прямыми пазами), таким образом, чтобы перекрестки образовывали узор «Клевер».
За каждый правильно положенный перекресток начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.
Пример задания на диагностику творческого мышления и воображения.
Задание «Самая лучшая дорога»
Материалы: набор пластин с фигурными и прямыми пазами из Набора игровых средств № 1.
Процедура проведения: Педагог дает задание ребенку: «Построй дорогу как можно длиннее, без тупиков, используя пять поворотов».

За каждый ряд, построенный без ошибок начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
Второй блок: «Диагностика моторики и волевых процессов»

1. Диагностика развития мелкой моторики:
Пример задания на диагностику скоординированности движений пальцев.
Задание «Осторожный пешеход»
Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющими желобами из Набора игровых средств № 6. Можно использовать построенную в предыдущем задании дорогу или построить новую.
Процедура проведе
ния: педагог дает задание ребенку: Нужно пройти по этой дороге разными способами:

- вести по дороге указательным пальцем правой руки;
- вести по дороге указательным пальцем левой руки;
- вести указательными пальцами обеих рук одновременно в одну сторону, друг за другом «гуськом»;
- одновременно двигаться указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги;
- «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
- идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы (похоже на движение ног воображаемого человечка);
- «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
- «идти» по дороге двумя руками одновременно друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
- «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
- «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди (похоже на движение ног воображаемой сороконожки);
- «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
- «идти» по дороге двумя руками одновременно навстречу друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди.
За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 12.
Пример задания на диагностику скоординированности движений левой и правой руки.
Задание «Кто там?»

Материалы: два тканевых непрозрачных мешочка, 2 маленьких и 2 больших квадрата, 2 маленьких и 2 больших равнобедренных треугольника, 2 маленьких и 2 больших прямоугольника из Набора игровых средств № 2.

Процедура проведения: Фигуры помещаются в два мешочка. Ребенок 5 лет должен найти одновременно двумя руками одинаковые фигуры в мешочках, назвать их и показать педагогу. За каждую правильную пару ребенку начисляется балл. Максимальное количество – 6 баллов. Детям 6-7 лет задание можно усложнить. Ребенок должен найти одновременно двумя руками разные фигуры в мешочках: большой треугольник и маленький квадрат; маленький прямоугольник и большой треугольник; маленький квадрат и большой прямоугольник. За каждое правильно выполненное дополнительное задание начисляется балл. В этом случае максимальное количество баллов – 9.

Категория: Методические материалы | Добавил: Дмитрий (11 Июня 2009)
Просмотров: 7927 | Рейтинг: 4.8/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП