Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Библиотека » Методические материалы

С. Е. Захарова, А. Е.Холопова - СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД В КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

Скачать С. Е. Захарова, А. Е.Холопова - СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД В КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. В 30-е годы Дж. Морено, австрийским психиатром, был разработан социометрический метод описательного анализа межличностных отношений, направленный на изучение эмоциональных связей в малых группах.
Под малой группой понимается специфическая общность людей, имеющая определенную локализованность в пространстве и устойчивость во времени. Как правило, малая группа включает в себя от 2 до 30-40 человек, которые объединены общей социальной деятельностью, областью интересов. Малая группа как объект исследования соединяет в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера. Малая группа концентрирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе, является важнейшим фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности - социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д.

Основным понятием психологии малых групп является психологическая общность, т.к. группы образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении. К критериям психологической общности относят сходство мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок членов группы

Одним из необходимых условий эффективного функционирования группы является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата. Под социально-психологическим климатом группы понимается социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния. Межличностные отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга. Они обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также ценностями, на которых основывается общение людей. Совместная деятельность любой группы связана с решением определенной задачи и наличием у ее участников единой цели.

Основными показателями социально-психологического климата группы являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Групповая сплоченность или единство группы — это один из объединяющих группу процессов, подразумевающих определенную степень психологической общности, единство членов группы, тесноту и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия. Явление сплоченности определяется двумя основными факторами — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Явление групповой сплоченности изучали Л.Фестингер (1950), Д. Картрайт, А. Зандер (1968), Т. Ньюкомом (1965), А.В.Петровский и В.В.Шпалинский (1978), А.И.Донцов (1984).

Совместимость и сработанность коллектива определяют степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы. Эффективно работающая группа — группа психологически целостная. Вместо множества «Я» возникает понятие «МЫ». Мнения, оценки, чувства и поступки отдельных «Я» сближаются; появляются общие интересы и ценности; взаимодополняются интеллектуальные и личностные особенности. Здесь большое значение имеют степень контактности и открытости членов группы, которые определяют развитие личных взаимоотношений в группе и уровень психологической близости между ее членами.

Важным фактором социально-психологического климата является ответственность членов группы за выполнение принятых в группе правил и норм. В группе с положительным социально-психологическим климатом ее члены стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.

Дж. Морено связал социометрию, как способ измерения социальных отношений, включавший в себя визуальное отношение положительных и отрицательных эмоциональных предпочтений в малой группе – социограмму, с такими социологическими терминами как социальные роли, структура и уровень сплоченности группы. "Социометрия занимается математическим изучением психологических свойств популяции, экспериментальными методами и результатами, которые получаются при применении количественных и качественных принципов". ("Психологическая организация групп в коллективе", 1933) Идеи Морено вылились ряд работ, таких как: "Психологическая организация групп в коллективе" (1933) , “Социометрия в действии” (1942), “Вклад социометрии в методы исследования” (1947), “Социометрия в отношении к другим социальным наукам” (1947), “Социометрия субчеловеческих культур” (1948), “Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе” (1951), “Социометрия и наука о человеке” (1956), “Групповая психотерапия и психодрама” (1958), “Социометрический читатель” (1960), “Основы социометрии. Пути к новому строю общества” (1967).
Одной из задач социометрии Морено видел измерение неких простейших элементов человеческого чувства, эмоциональных потоков, «теле», направленных от человека к человеку, призванных регулировать уровень групповой сплоченности. «Теле», проявляясь более явно и продуктивно при проявлении индивидами гибкости в межиндивидуальных связях, побуждает индивидов создавать позитивные или негативные отношения, чем и объяснял распределение симпатий и антипатий в группе.
Дж. Морено было введено понятие «социальный атом» (лат. socialis - общественный, связанный с отношениями людей в обществе и греч. atomos - неделимый) - наименьший и неделимый элемент социальной жизни в структуре отношений, состоящий из совокупности всех отношений между людьми, связанных друг с другом в конкретный момент времени. Ядром социального атома выступает личность человека, включая в себя все многообразие социальных ролей индивида.

Социальный атом принято изображать графически с помощью четырех концентрических кругов, отражающих разные уровни социальных и эмоциональных отношений индивида с людьми. Внешний круг отражает весь объем знакомств индивида, не значимый для него в данный момент, но способный обрести значимость при определенных обстоятельствах. Далее располагаются субъекты, отношения с которыми человек желал бы создать, затем лица, окружающие индивида и внутреннее ядро социального атома, где располагаются лица, с которыми поддерживаются отношения.

По мнению Морено, распределение привязанностей внутри группы неравномерно, при этом большинство группы, обозначаемый как «социометрический пролетариат» - эмоционально обделено в пользу незначительного количества членов группы, именуемыми «звездами». В любой социальной группе неизбежно неравномерное распределение симпатий и антипатий, а при увеличении числа членов группы неравномерность распределения возрастает. Такая особенность распределения привязанностей получила название "социодинамический закон". Уровень сплоченности социальной группы прямо пропорционален влечению участников друг к другу и обратно пропорционален пространственной дистанции между ними.
Социометрическую структуру группы можно представить в виде иерархии статусов всех членов группы. Под статусом принято понимать позиции, нормы, правила поведения, предписанные к соблюдению для каждого члена группы. Измеряется статус посредством подсчета положительных и отрицательных выборов человека, осуществляемых всеми членами группы. Чем выше статус человека в группе, тем выше его привлекательность для окружающих, выше потребность во внимании с его стороны, потребность в общении с ним. По результатам социометрии можно выделить членов группы с высоким статусом (популярных) с большим числом положительных выборов и низким числом отрицательных, с низким статусом (непопулярных) с низким числом положительных выборов и значительным числом отрицательных и членов группы со статусом среднего уровня.

Среди членов группы с высоким статусом выделяют так называемых «звезд» - являющихся эмоциональными центрами группы. Звездой можно считать члена группы, набравшего в группе наибольшее число положительных выборов, при этом более половины от их возможного количества. Также «звездой» может стать человек, набравший максимальное количество положительных выборов другими наиболее популярными в группе членами.

Среди членов группы с низким статусом выделяют отвергаемых членов, изолированных и игнорируемых (или пренебрегаемых). Изолированными считаются такие члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Игнорируемыми называют членов группы, имеющих большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений; отвергаемые - члены группы, имеющие только отрицательные выборы. Также говорят о высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членах группы, ранжируемых по числу положительных выборов.
Группы более 5-7 человек имеют тенденцию дробиться на микрогруппы, каждая из которых может иметь структуру, сходную со структурой малой группы. Связи между микрогруппами будут определять климат в коллективе.

Социометрический метод позволяет дать количественную оценку выборов индивидов в отношении друг к другу в процессе определенного вида деятельности. Дж. Морено оговаривал необходимость четко очерчивать границы исследуемых групп, неограниченность числа выборов членами группы друг друга, понимание вопросов при опросе должно быть доступно всем членам группы.
Главным средством получения социометрической информации является социометрический опрос, в ходе которого каждому участнику предлагается выбрать тех членов своей группы, которые соответствуют, по мнению выбирающего, заданному критерию, сформулированному в вопросе. Например: «С кем из членов Вашей группы Вы бы хотели вместе работать, а с кем нет? Кого из членов Вашей группы Вы бы оставили в ней, если бы группа формировалась заново?» Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить сложившуюся в группе структуру, характер социально-психологических отношений.

К снижению результатов эффективности метода может приводить невозможность его полной анонимности, снижая этим уровень искренности испытуемых. Снижению тревожности респондентов служит в первую очередь беседа на этапе инструктирования, когда специалист, проводящий социометрию разъясняет научный характер опроса, гарантирует анонимность.
При проведении социометрического исследования на подготовительном этапе определяются задачи, объект исследования, анализируется первичная информация о членах исследуемой группы.
Затем определяется социометрический критерий и налаживается контакт с группой, производится инструктаж респондентов, заполнение социометрических бланков испытуемыми. При подборе социометрического критерия желательно учитывать такие параметры как: значимость используемого критерия для группы, конкретность критерия, его корректность. В содержании критерия необходимо отразить взаимоотношения между членами коллектива.

При проведении социометрического опроса целесообразно учитывать срок совместного функционирования членов группы, для сплочения которой требуется около 6 месяцев. Выбор критерия опроса должен, как говорилось выше, быть понятным всем членам группы, а сам опрос проводиться сторонним лицом. Полученная информация может преобразовываться в социоматрицу и в социограмму.

Социоматрица – способ обобщения и обработки данных, полученных в результате социометрического опроса. Полученные от членов группы листки с ответами на предложенные вопросы обрабатываются и имеющиеся в них данные сначала переносятся в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке (можно алфавитном). В строках, где указаны фамилии членов группы, порядковыми цифрами от 1 и далее отмечаются выборы, сделанные данным участником группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.

Взаимные выборы или отказы отмечаются заключением цифр в кружки. Обычно, если взаимные выборы, то соответствующий факт отмечается синим цвета, а если взаимные отказы, то красным цветом. Нижние строки матрицы и крайние правые столбцы – итоговые, куда заносятся итоговые данные о колличестве выборов по каждыму из членов группы.

Просматривая нижние строки заполненной матрицы, можно определить лидера в группе – члена группы, получившего наибольшее число выборов. По наибольшему числу отклонений устанавливаеются члены группы, вызывающие к себе наибольшие антипатии.

Социоматрицы помогают при подсчете социометрических индексов, характеризующих структуру межличностных отношений в группе и статус отдельных членов группы. Различают два вида социометрических индексов – персональные (индивидуальные) и групповые (коллективные). Среди индивидуальных чаще всего используются индексы социометрического статуса члена группы, потребности в общении, психологической совместимости.

Литература
1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. – М.: Наука, 1982. – 200с.
2. Андреенков В.Г. Маслова О.М. Методы сбора социологической информации. М., 1985. Вып. 1-2.
3. Волков И. Основы социометрии. Ленинград. 1970.
4. Горфинкель Э. И., Келейников И. К. Опыт комплексного социально-психологического исследования малых групп//Вопросы психической адаптации. – Новосибирск, 1974. – с. 111-124.
5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
6. Методы анализа документов в социологическом исследованиях. - М., 1985.
7. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г. Андреенкова и О.М. Масловой: В 2-х кн. М., 1990.
8. Морено Я.Л. Социометрия. -М., 1958
9. Основы социологического знания / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1995. Ч. 2.
10. Практикум по прикладной социологии. М., 1992.
11. Проблемы сравнительных исследований в социологии. Методы сбора данных: Сб. ст. М., 1998.
12. Справочник по прикладной социологии / Под ред. Э. Ллойда, Ч. Лидермана, Ю.Н. Тюрина. М., 1989. Т. 1. 1990. Т. 2.
13. Сравнительный анализ и методика социологических исследований: Сб. статей. М., 1989.
14. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1978.
15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Категория: Методические материалы | Добавил: Дмитрий (11 Июня 2009)
Просмотров: 8651 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП