Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0


Главная » Библиотека » Методические материалы

Желудкова Е. А. - ОПЫТ СТАНДАРТИЗАЦИИ МНОГОФАКТОРНОГО ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Р. Б. КЕТТЕЛЛА (CPQ)

Скачать Желудкова Е. А. - ОПЫТ СТАНДАРТИЗАЦИИ МНОГОФАКТОРНОГО ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Р. Б. КЕТТЕЛЛА (CPQ)

Реализация индивидуального подхода к учащемуся в процессе обучения предполагает проведение мониторинга развития личности учащегося. Это задача решается за счет включения в педагогическую диагностику широкого спектра психодиагностических методик. Обязательным условием использования любого психодиагностического инструментария в практике педагогической диагностики является проверка его на соответствие общепринятым требованиям тестирования:
- должны быть сформулированы цели, предмет и область применения методики;
- процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи педагогу, не имеющему специальных психологических знаний;
- процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла;
- тестовые шкалы должны быть проверены на надежность; валидность и репрезентативность;
- ведение банка данных, собранных по тесту, с целью проведения периодической коррекции всех стандартов методики.

Основными критериями качества теста являются надежность, валидность и репрезентативность. Под надежностью понимается устойчивость, или согласованность результатов тестов, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, при использовании разных наборов эквивалентных заданий или же при изменении других условий обследования. В широком смысле надежность теста показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых показателях могут быть отнесены на счет «истинных» различий в изучаемых свойствах, а в какой могут быть приписаны случайным ошибкам. Существует достаточно много разновидностей тестовой надежности, практически столько же, сколько и условий способных повлиять на показатели теста. А. Анастази выделяет ретестовую надежность (надежность результатов теста при повторном его проведении); надежность взаимозаменяемых форм теста; надежность эквивалентных форм теста; надежность по Кьюдеру – Ричардсону (оценка согласованности ответов по всем заданиям теста) [2].
Критерий валидности теста свидетельствует о том, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность любого теста говорит о том, какие выводы можно сделать из полученных по нему показателей. Установить, какое свойство измеряет конкретный тест, можно на основе изучения объективной информации и эмпирических операций, применявшихся при установлении его валидности. Выделяют три основных вида валидности — содержательную, эмпирическую (критериальную) и конструктную (концептуальную). Содержательная валидность характеризует степень соответствия содержания заданий теста измеряемой области психических свойств. Показатель эмпирической валидности выражается количественной мерой статистической связи между результатами тестирования и внешними по отношению к ним критериям оценки диагностируемого свойства. В качестве таких критериев могут выступать экспертные оценки, экспериментальные и «жизненные» критерии. Конструктная валидность — это валидность теста по отношению к психологическому концепту — научному понятию (или их совокупности) об измеряемом психическом свойстве (состоянии). Она выражает степень обоснованности индивидуальных различий, обнаруживаемых тестом, с позиций современного теоретического знания [2].

Под репрезентативностью тестовых норм понимают соответствие граничных точек на распределении тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации, аналогичным граничным точкам, которые получаются на популяции проведения теста - на множестве испытуемых, для которых предназначен тест. Обычно при получении кривой нормального распределения делается вывод о том, что тестовые нормы обладают репрезентативностью. Согласно нормальному закону распределения наибольшее число случаев скапливается вокруг центральной точки кривой и постепенно падает к ее краям. Кривая симметрична и имеет единственный максимум в центре. Большинство распределений человеческих признаков – от роста и веса до способностей и свойств личности – приближаются к нормальной кривой [2]. Но нормальность не является необходимым условием репрезентативности. Репрезентативность тестовых норм может достигаться и в отсутствие нормального распределения.

Для обеспечения педагогов-психологов надежным, валидным и репрезентативным психодиагностическим инструментарием, удовлетворяющим всем современным требованиям к психологическим тестам и учитывающим специфику ЮВАО для работы с населением и образовательными учреждениями Округа в Государственном образовательном учреждении г. Москвы Центре психолого-медико-социального сопровождения «Юго-Восток» в 2004 году была открыта научно-практическая лаборатория стандартизации и нормирования психодиагностических методик. Ее задачами стало:
- отбор психодиагностических методик в соответствии с основными направлениями деятельности Центра и особенностями обслуживаемых категорий населения и образовательных учреждений Округа;
- осуществление перепроверки процедур проведения, инструкций, стимульного материала (текстов опросников) отобранных психодиагностических методик на предмет соответствия их изменяющимся условиям современной жизни и особенностям обслуживаемой популяции;
- адаптация и модификация процедур проведения, инструкций и текстов психодиагностических методик, с последующей проверкой адаптированных вариантов на предмет удовлетворения их всем необходимым психометрическим характеристикам репрезентативности, надежности и валидности;
- разработка норм, по обслуживаемой популяции, для используемых психодиагностических методик, с целью обеспечения наиболее точной и корректной интерпретации их результатов, в дополнение к опубликованным нормам, с подробной характеристикой групп, на которых они нормированы;
- обеспечение непрерывного процесс сбора информации, для создания единой базы психологических данных ЮВАО, обновление и уточнение ее.

В качестве базового психодиагностического метода для исследования личности детей и подростков в нашем Центре был выбран Многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (CPQ).
Теоретико-методологической основой Многофакторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла является объективный подход к исследованию личности, цель которого - ввести объективные количественные измерения в психологическую диагностику личности. В рамках экспериментального направления психометрической диагностики Р. Б. Кеттеллом была разработана «теория личностных черт», на основании которой созданы более 90 % существующих тестов. Согласно теории личностных черт, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъекта на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств [6].

Исследования Р. Б. Кеттелла в рамках теории личностных черт отличаются выраженным эмпиризмом, так как он не опирается на исходные теоретические представления о содержании и количестве определяемых черт личности. Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Б. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся в профессиональных словарях (Г. Олпорта и Х. Одберта), в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности. Для дальнейшего сокращения списка Р. Б. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали друг друга по предложенным спискам личностных характеристик. Оценки экспертов подвергались корреляционному и факторному анализу. Таким образом, Р. Б. Кеттелл показал, что личностное пространство может быть сведено к 12-16 факторам. Как и ожидалось, факторы были биполярными, то есть содержали пары членов, имеющих высокие отрицательные корреляции. Выделенные факторы позволили определить то, что Р. Б. Кеттелл называл «основными первичными свойствами личности». Выделенные свойства (черты) личности объединяют группу тесно связанных признаков и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков.

На основе полученной модели личности Р. Б. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF). Опросники были созданы Р. Б. Кеттеллом для диагностики людей в самых различных ситуациях, в том числе и в клинике. Однако, необходимо подчеркнуть, что Многофакторный опросник Р. Б. Кеттелла, в отличие от многих других личностных опросников, предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья. Наиболее адекватными сферами применения опросника являются психолого-педагогическое, семейно-брачное консультирование, профессиональное консультирование.

Коэффициент надежности опросников Р. Б. Кеттелла, определенный путем расщепления, находится в пределах 0,71-0,91. Коэффициент ретестовой надежности (через две недели) – 0,56-0,73. Отмечается высокая валидность опросника Р. Б. Кеттелла. Данные эмпирической валидности включают усредненные профили показателей для более чем 50 профессий и для стольких же психических заболеваний [7].

В работе специалистов ГОУ ЦПМСС «Юго-Восток» с младшими школьниками используется опросник Р. Б. Кеттелла, созданный на основе 16-ти факторного: «Личностный опросник для детей в возрасте от 8 до 12 лет (CPQ)». Опросник CPQ включает 12 факторов и сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников (8 лет), которые требуют индивидуального тестирования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Опросник CPQ был адаптирован Э. М. Александровской, И. Н. Гильяшевой [1] и в отечественной психологической практике используется под названием Многофакторный личностный опросник для младших школьников Р. Б. Кеттелла (CPQ).
Для корректного применения теста на новой популяции или в новых целях (от целей зависит установка испытуемых в ситуации тестирования) необходимо провести серию предварительных психометрических экспериментов, направленных на перепроверку надежности, валидности и репрезентативности теста в новых условиях. Перенесение теста с одной популяции на другую без проверки как минимум однородности (нормальности) распределения тестовых баллов (устойчивости тестовых норм) может приводить к серьезным диагностическим ошибкам или к непроизводительным затратам на бесполезную психодиагностику [4].

Ежегодно по запросу образовательных учреждений Округа специалистами Центра проводится обследование более 500 младших школьников с использованием Многофакторного личностного опросника для младших школьников Р. Б. Кеттелла (CPQ) [5].

С целью повышения надежности результатов обследования учащихся был создан информационный банк данных, собранных по тесту с 2003 года. Целью создания информационного банка данных стала перепроверка существующих норм и в дополнение к опубликованным нормам разработка норм, по обслуживаемой популяции для обеспечения наиболее точной и корректной интерпретации результатов.
В настоящее время в информационный банк данных вошли результаты обследования 1764 выпускников начальной школы Юго-Восточного округа г. Москвы. Выборка 2003-2005 годов составила 198 учащихся 4-х классов из 3-х школ Юго-Восточного округа г. Москвы. Основная часть школьников на момент проведения исследования была в возрасте 10 лет (61 %), еще треть – в возрасте 11 лет, по 5 % составили школьники 9 и 12 лет. Девочки составили 58,6 % обследованных, мальчики – 41,4 %. Выборка 2005-2006 уч. г. составила 561 учащийся 4-х классов из 10-ти школ Юго-Восточного округа г. Москвы. Основная часть школьников на момент проведения исследования была в возрасте 10 лет (77,8 %), 12,3 % – в возрасте 11 лет; 9,3 % составили школьники 9 лет и 0,5 % - школьники 12 лет. Девочки составили 46,9 % обследованных, мальчики – 53,1 %. Выборка 2006-2007 уч. г. составила 536 четвероклассников из 10-ти школ Юго-Восточного округа г. Москвы. Основная часть обследованных школьников на момент проведения обследования были в возрасте 10 лет (75,5 %), 15,6 % - в возрасте 11 лет, незначительный процент опрошенных школьников были в возрасте 9 лет (7,3 %), старше 11 лет 1,5% детей. Мальчики составили более половины обследованных - 51,7 % , девочки - 48,3 %. Выборка 2007-2008 уч. г. составила 469 школьников, обучающихся в 11-ти школах ЮВАО г. Москвы. Основная часть обследованных школьников на момент проведения исследования были в возрасте 10 лет (82,5 %), 9,0 % - в возрасте 11 лет, практически такой же процент опрошенных школьников в возрасте 9 лет (8,1 %), старше 11 лет опрошено 0,4 %. Более половины опрошенных составили мальчики - 51,6 %, 48,4 % - девочки.

Для проверки надежности собираемых нами в ходе обследования младших школьников данных, ежегодно проводится анализ первичных данных на предмет нормальности распределения по каждому фактору Многофакторного личностного опросника для младших школьников Р. Б. Кеттелла (CPQ). При анализе данных по четырем представленным выборкам были получены следующие результаты: первичные данные по всем факторам имеют нормальное или близкое к нормальному распределение, что говорит о достоверности собранных данных и отсутствии смещения выборочной совокупности по каким-либо критериям.

Многофакторный личностный опросник для младших школьников Р. Б. Кеттелла (CPQ) относится к стандартизированным методикам. Его стандартизация в нашей стране была проведена на 570 школьниках в возрасте от 8 до 12 лет Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой. В руководстве к опроснику авторами предлагаются таблицы для перевода первичных данных в стандартные показатели (стены) [1]. Стены представляют собой вид нормализации данных, при котором наблюдаемая величина измеряется от 1 до 10. Наличие стандартных показателей позволяет оценивать индивидуальный результат тестирования исходя из выполнения теста в наиболее сопоставимой группе стандартизации [2; 3]. Так как репрезентативность тестовых норм определяется по соответствию крайних точек на кривой распределения тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации, аналогичным крайним точкам, которые получаются на популяции проведения теста, то по каждому из 12 факторов ежегодно мы выстраиваем кривые нормального распределения стандартных оценок (стенов). Эта процедура позволила нам убедиться в репрезентативности предлагаемых авторами тестовых норм для обследуемых нами выборок, а также сделать выводы об особенностях каждой из выборок и обследуемой популяции четвероклассников в целом.

Необходимо отметить, что анализ результатов по всем четырем выборкам показывает, что большинство факторов опросника имеет нормальное или близкое к нормальному распределение. В выборке 2003-2005 годов было обнаружено незначительное отличие от нормального распределения со смещением в сторону высоких значений по факторам: «D» (возбудимость / флегматичность), «E» (доминантность / конформность), «I» (мягкосердечность / жесткость), «O» (склонность к чувству вины / самоуверенность), «Q4» (напряженность / расслабленность). По фактору «H» (смелость / робость) было получено близкое к нормальному распределение со смещением в сторону низких значений. Это свидетельствует о том, что результаты обследования по данной выборке практически соответствуют результатам тестирования, полученным на выборке стандартизации. Обнаруженные на этом этапе отличия незначительны и могут свидетельствовать лишь о некотором преобладании в выборке детей с особенностями характера соответствующим указанным факторам.

При анализе результатов по выборке 2005-2006 уч.г. близкое к нормальному распределению с незначительным смещением в сторону высоких значений было получено по факторам «А» (доброта / отчужденность) и «I» (мягкосердечность / жесткость). Значительное смещение к высоким значениям наблюдается в распределении факторов «O» (склонность к чувству вины / самоуверенность) и «Q4» (напряженность / расслабленность). Такие результаты свидетельствуют о том, что по сравнению с выборкой стандартизации в обследованной выборке несколько больше детей общительных, открытых, эмоциональных, мягкосердечных, и значительно преобладают дети ранимые, неуверенные в себе, напряженные, тревожные.

В выборках 2006-2007уч. г. и 2007-2008 уч. г. было зафиксировано полное совпадение факторов, по которым обнаруживается некоторое отличие от нормального распределения. Близкое к нормальному распределению с незначительным смещением в сторону высоких значений получено по факторам «В» (высокий интеллект / низкий интеллект) и «I» (мягкосердечность / жесткость). Значительной смещение показателей в сторону высоких значений зафиксировано по факторам «O» (склонность к чувству вины / самоуверенность) и «Q4» (напряженность / расслабленность). Близкое к нормальному распределение с незначительным смещением в сторону низких значений получено по факторам «G» (сила «Сверх-Я» / слабость «Сверх-Я»), «H» (смелость / робость), «Q3» (контроль желаний / импульсивность). Такие результаты позволяют отнести к особенностям этих выборок некоторое преобладание детей с высоким уровнем развития интеллекта, чувствительных, мягкосердечных, добросовестных, ответственных, робких, застенчивых, а также наличие большого количества детей тревожных и неуверенных в себе.

Проведенный анализ результатов позволил нам зафиксировать особенности каждой выборки, а также выделить устойчивые характеристики обследуемой популяции четвероклассников в целом: большее число по сравнению с выборкой стандартизации детей чувствительных, мягкосердечных и значительное преобладание ранимых, неуверенных в себе, напряженных и тревожных ребят.
В целом результаты нашей работы подтвердили репрезентативность тестовых норм Многофакторного личностного опросника для младших школьников Р. Б. Кеттелла (CPQ) в адаптации Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой, что свидетельствует о возможности использовать опросник в психодиагностической практике.

Литература

1. Александровская Э. М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: метод. рекоменд. - 2-е изд. - М.: ФОЛИУМ, 1995. - 34 с. – (Психодиагностика детей и подростков: научно - методическая серия ; вып. 6).
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / [пер. с англ. и общ. науч. ред. А. А. Алексеева] – 7-е изд., междунар. – СПб. [и др.] : Питер, 2001. – 686 с.: ил. – (Мастера психологии).
3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.– СПб. [и др.]: Питер, 1999. – 517, [2] с.: ил. - (Мастера психологии).
4. Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В. С. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. - 440с.
5. Янковская Н. А. Интегральная оценка готовности младших школьников к обучению в гимназических классах: учебно-методическое пособие. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова РИЦ, 2007. – 210 с.
6. Cattell, R. B. The inheritance of personality and ability / R. B. Cattell. – New York : Academic Press, 1982. – 187 p.
7. Cattell, R. B Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16 PF) / R. B. Cattell, H. W. Eber, M. M. Tatsuoka. – Champaign : IPAT 1970. – 388 р.

Категория: Методические материалы | Добавил: Дмитрий (11 Июня 2009)
Просмотров: 15992 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП