Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Библиотека » Методические материалы

Янковская Н. А., Аминов Н. А., Желудкова Е. А., Майзель А. С., Малахов Ф. В. - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИГР

Скачать Янковская Н. А., Аминов Н. А., Желудкова Е. А., Майзель А. С., Малахов Ф. В. - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИГР

Становление государства это процесс, длительный и сложный. Взросление человека и становление личности это процесс тонкий, глубокий, полный сказочных чудес и прозаических истин. Государство строят личности, а мы, психологи, педагоги и просто родители помогаем этим личностям расти. И в помощь себе мы берем наш опыт, знания, достижения многих отраслей науки, а так же игры и игрушки, которые по нашему мнению будут помогать, развивать и доставлять удовольствие и маленьким людям, и нам, взрослым.

За последние годы производство игр, игровых развивающих пособий, издание художественной и познавательной литературы шагнуло далеко вперед. С каждым годом на прилавках появляется все большее количество новых и разнообразных образцов игровой продукции. Кроме этого, родители получают большой объем информации об особенностях развития, воспитания детей из печатной продукции и средств массовой информации, и требования к тому, во что играют их дети, возрастает в несколько раз. Выбор велик, и родители сталкиваются с проблемой оценки и подбора того материала, который удовлетворил бы их требования и потребности ребенка.Действительно, сложно разобраться с материалом там, где отсутствуют критерии оценок содержания направленности игры на развитие той или иной сферы психического развития ребенка.

Игра является основным, ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре происходит его личностное и интеллектуальное развитие. Его развитие во многом зависит от тех игр, которые его окружают и в которые он играет [4].

Игра, прежде всего, должна соответствовать возрасту ребенка, открывать простор для его инициативы, позволять родителю включаться в игру. Она должна быть привлекательной и вызывать внутренний диалог ребенка с игрой, учить фантазировать и быть безопасной для его физического и психического развития. Для создания качественной, образовательной, интеллектуальной, развивающей игры необходимо учитывать закономерности развития ребенка и применять технологии, игровые средства обучения, которые способствуют его развитию.

Основным достоинством игрушки, с точки зрения производителей и продавцов, является спрос на нее. Для повышения объема продаж производители проводят психолого-педагогическую оценку своей продукции на базе детских дошкольных учреждений. Чаще всего в экспертизе принимают участие воспитатели, методисты и психологи детских учреждений, которые дают субъективную оценку предлагаемой продукции. Отсутствие квалифицированной, качественной, независимой экспертизы игровой продукции, осуществляемой с помощью унифицированной технологии, приводит к тому, что результаты такой «экспертизы» активно распространяются в Интернете в качестве рекламы, итоги публикуются в бесплатных каталогах, которые выкладываются в магазинах игрушек, детского питания, детских медицинских учреждениях, коммерческих поликлиниках и роддомах.

Дальнейшее развитие рынка отечественных игр во многом зависит от комплексного решения проблемы проведения объективной апробации, тестирования и экспертизы игровой продукции.

Особенно важно включить в оценку игр критерии, отвечающие психолого-педагогическим требованиям к игровой продукции в целом. Как минимум, экспертиза детских игр должна оценивать направленность игры на ту или иную сферу жизни ребенка, художественное оформление игры, качество исполнения и удобство использования стимульного материала, ее доступность для указанной производителем возрастной группы детей и качество методических рекомендаций. Важно также выяснить общее впечатление от игры детей и их родителей, мнение специалистов о возможности включать игры в учебно-воспитательный процесс детских учреждений.

Специалистами нашего Центра был проведен анализ современного этапа развития рынка игровой продукции и разработана концептуальная модель экспертизы игр.

В работе, предлагаемой читателю, представлен опыт психолого-педагогической экспертизы более чем 200 детских игр разных производителей, которая осуществлялась с помощью унифицированного диагностического комплекса, основанного на идеях Ч. Осгуда.

Эффективность любой психодиагностической процедуры обследования человека зависит от степени компактности, емкости и простоты выбранных средств. Особое место занимают критерии, относительно которых оценивается объект исследования. На основании этих принципов нами была разработана концептуальная модель экспертизы игр.

Исходя из возрастной специфики психолого-педагогических и методических требований к игровой продукции, можно выделить следующие критерии:
- заинтересованность, удовлетворенность игрой – общее эмоциональное отношение ребенка к игре;
- включенность в игру;
- проявление активности, инициативности в игре;
- характер восприятия правил игры;
- понимание содержания игры;
- удобство использования стимульного материала игры;
- разнообразие и насыщенность стимульного материала;
- оригинальность игры;
- уровень игровой мотивации в процессе игры;
- доступность игры для возрастной группы, указанной производителем;
- общая направленность игры (интеллектуальная, эмоционально-волевая или коммуникативная).
В практике психологического сопровождения детей особое значение приобретает анализ информации об эмоциональном отношении ребенка к различным формам и средствам воздействия. На игровых занятиях с дошкольниками важно оценивать эмоциональный аспект игры как средства влияния на его развитие, который часто им не осознается, но выражается в поведении. В этом случае для экспертизы игровой деятельности и самих игр единственное, что возможно использовать - психосемантический метод.

После работ Ч. Осгуда, открывших «Метод семантического дифференциала» широкой публике, шкалирование приобрело тот строгий количественный характер, который позволяет анализировать ассоциации по отношению к наблюдаемому объекту, а также их интенсивность. Они побудили многих исследователей к разработке других методов психосемантического анализа (Q-сортировки, решетки Келли и т.д.), позволяющих улавливать индивидуальные смысловые значения, которые не осознаются самим наблюдателем при вынесении оценок какому-либо объекту. Это сделало психосемантические методы анализа одним из самых популярных и объективных методов исследования эмоциональных отношений к объекту исследования.

В нашей работе мы рассматривали «Семантический дифференциал», разработанный Ч. Осгудом [1], как наиболее адекватный метод для количественной и качественной индексации мнений участников экспертизы при выражении эмоционального отношения к объектам исследования. Кроме этого, методика Ч. Осгуда позволяет измерять различия в интерпретации понятий и любых объектов, предлагаемых для оценивания игр [1].

Техника «Семантический дифференциал», разработанная в 1958 году Чарльзом Осгудом, предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемым, при этом имелось в виду, то уникальное значение, которое данное лицо (предмет, явление) приобрело для обследуемого в результате его жизненного опыта.

Суть «Семантического дифференциала» сводится к следующей процедуре. Исследуемый объект (стимул), в качестве которого может выступать слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме или любая деятельность, наблюдаемая экспертом со стороны (игра и т. д.), оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы заданной полярными по значению рилагательными или их невербальными эквивалентами. Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается экспертом как непрерывный континуум градаций выраженности значений, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного признака (прилагательного или его невербального эквивалента). Таким образом, «Семантический дифференциал» является, комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования. Если одно из двух противоположных значений признака обозначить как Х, а другое как Y, то семь делений по шкале (в направлении слева направо) могут быть интерпретированы как: - 3…весьма выраженное х; - 2… выраженное х; - 1 … немного заметное х; 0 ни х, ни y (ни х и y в равной мере); 1…немного заметное y; 2… выраженное y; 3… весьма выраженное y.

Оценка значения понятия в шкале «Семантического дифференциала» позволяет поместить его в точку семантического пространства. Положение точки характеризуется двумя основными показателями: направленностью от начала координат – нейтральной позицией шкалы (качественная характеристика, поляризация признака); удаленностью от начала координат (количественная характеристика, интенсивность). Чем длиннее вектор удаленности точки семантического пространства от нейтральной позиции, тем интенсивнее реакция и более значимо для испытуемого оцениваемое понятие.

Применение шкал «Семантического дифференциала» выступает как непрямой, опосредованный способ получения оценок, нередко – высказывания в «метафорической» форме, субъективно более легкой и раскованной чем ответ «напрямую». Существует ряд возможностей для исследования «скрытой» структуры индивидуальных оценок, значений, отношений. Совокупность шкал для характеристики объекта позволяет вводить дополнительные «маскирующие» оси для получения информации о потенциально болезненных или интимных сторонах самооценки испытуемого.

Зависимость конфигурации индивидуального личностного семантического пространства от позиции наблюдателя, личностных особенностей самого субъекта приближают метод «Семантического дифференциала» к проективным подходам в исследовании личности.

«Семантический дифференциал» начал широко использоваться в политических кампаниях, при оценке избираемых на высокие должности, в коммерческой рекламе, в маркетинге при анализе возможностей сбыта новой продукции на рынке, искусствоведении и т.д. На практике была доказана эффективность данной техники и ее надежность, особенно при оценивании сложных для наблюдателя объектов. Стандартный вариант методики включает три шкалы: «Оценка», «Сила», «Активность». Существует модифицированный вариант методики Ч. Осгуда, предложенный В. Ф. Петренко [3], который включает дополнительные шкалы: «Упорядоченность», «Сложность», «Комфортность», «Обычность».
В предлагаемой модели экспертизы участвуют дети дошкольного возраста. В связи с этим важно использовать методику доступную для понимания в этом возрасте. Метод «Семантического дифференциала» удовлетворяет это требование, так как были разработаны невербальные шкалы «Семантического дифференциала»: «Оценка», «Сила», «Активность», «Упорядоченность», «Плотность» (П. Бентлер и А. Лавойе) [3].

Для проведения экспертизы игр мы используем вербальные шкалы Ч. Осгуда, дополнительные шкалы, предложенные В. Ф. Петренко и невербальные шкалы П. Бентлера и А. Лавойе. На основе этих шкал нами разработаны модифицированные варианты методик «Вербальный семантический дифференциал» и «Невербальный семантический дифференциал». Они включают разработанные нами специальные инструкции для участников экспертизы и интерпретации значений каждой шкалы в отношении предмета экспертизы (игр).

Для оценки устойчивости игровой мотивации нами была разработана «Шкала времени игры».
В основе методики лежит разработанная Жозефом Нюттеном [2] теория формирования, строения и функционирования человеческой мотивации в целостной структуре поведения. Ключевой конструкт теории Ж. Нюттена, состоит в том, что способность человека ставить отдаленные во времени цели для своей деятельности и достигать их, формирует мотивацию этой деятельности. Имея перспективу будущего, человек формирует пространство, в котором строятся когнитивно-переработанные, осознанные мотивационные конструкты деятельности, а будущее становится «пространством мотивации». В нашей экспертизе дети выбирали время, которое они готовы были уделить игре. На основании их решения выявлялась игровая мотивация, что позволяло в последующем дать дополнительную характеристику игре.

Литература:
1. Бурлачук Л. Ф. Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб : Питер Ком, 1999. – 528 с.
2. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 177 с.
3. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 208 с., ил.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Категория: Методические материалы | Добавил: Дмитрий (11 Июня 2009)
Просмотров: 3839 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП