Современный этап развития психологической науки предоставляет для специалистов,
работающих в образовательных структурах большой арсенал различных методов и методик
для проведения психологической работы. Но часто, для решения сложных жизненных ситуаций
и оказания квалифицированной психологической помощи, гораздо большее значение имеет
не сама методика или метод, а продуманный подход к ее (его) применению, использованию
как средства или механизма в общей системе комплексной программы психологической
помощи. Такой систематизированный комплексный подход разработан в Государственном
образовательном учреждении города Москвы Центре психолого-медико-социального сопровождения
«Юго-Восток».
Каждая семья, пришедшая в Центр, это большая и глубокая история развития отношений,
становления законов и правил, присущих только этим людям. И обращение в Центр, как
правило, сопряжено с каким-то особым, иногда кризисным, этапом развития семьи. Любой
шаг жизни семьи всегда несет в себе глубокие эмоциональные переживания, а кризисные
этапы вызывают угрозу нарушения эмоциональной стабильности и гармонии в семье. Поэтому
особой задачей для специалистов Центра становится эмоциональная поддержка и квалифицированная
помощь семье в преодолении кризиса. В связи с этим повышается необходимость в многостороннем
взгляде на семью и ее проблемы. Мнение специалистов разных и смежных областей знаний
позволяет составить комплексное решение и выбрать направление для работы с семьей,
наиболее отражающее её актуальную потребность.
Для реализации поставленной задачи специалистами Центра была разработана специальная
программа «Семейное консультирование», позволяющая оказывать семье всестороннюю
и квалифицированную помощь. В основу психодиагностического блока программы «Семейное
консультирование», реализуемой специалистами ГОУ ЦПМСС «Юго-Восток» (директор Янковская
Н.А.), были положены теории, раскрывающие структурную организацию базовых индивидуальных
различий: морфологическая теория [7] американского психолога Ховарда Гарднера (1983г.);
физиологическая теория Б.М. Теплова – В.Д. Небылицина (1982 г.); персонологическая
теория В.А. Богданова (1987 г.) и теория профессионального выбора [8] Джорджа Холланда
(1985 г.). Выбор именно этих теорий обусловлен тем, что все они имеют научный, надежный,
экспериментально обоснованный фундамент, подчиняются принципу взаимодополняемости
и ориентированы в первую очередь на решение прикладных психологических задач консультирования.
Среди таких теорий особое место занимает теория В.А. Богданова [2], который впервые
обосновал возможность не только выделения диагностических категорий, но их взаимосвязи.
По его данным, диагностические категории могут быть распределены на три блока: процессуальный,
личностный и социальный.
К первому блоку он отнес степень сформированности эмоции, воли и мышления, памяти,
внимания и воображения как психических процессов второго порядка и восприятия как
психического процесса третьего порядка.
Ко второму блоку относятся диагностические категории, позволяющие оценить степень
сформированности темперамента, интеллекта и характера; опыта (знаний, навыков),
способностей и мотивации как личностных подструктур второго порядка и сознания как
высшей подструктуры личности третьего порядка.
К третьему блоку относятся диагностические категории, позволяющие оценить особенности
социального взаимодействия - эмоциональной идентификации, управления другими людьми
и принятия решения, а именно: социальная адаптация, консолидация, соревнования.
На основе этих теоретических положений в ГОУ ЦПМСС «Юго-Восток» была создана единая
система (банк) психодиагностических методик для обеспечения психологов округа репрезентативным,
валидным и надежным психодиагностическим инструментарием, удовлетворяющим современным
требованиям к психодиагностическим тестам и учитывающим специфику Юго-Востока [1],
позволяющая решать конкретные задачи психологического консультирования, в частности
задачу выявления одаренных детей в процессе семейного консультирования.
Курс программы рассчитан на психолого-медико-педагогическое обследование нескольких
уровней, уточнения причин обращения, подбор индивидуальных и групповых реабилитационных,
профилактических и развивающих программ по завершению комплексного обследования.
Программа реализуется посредством решения задач, направленных на выявление нарушений
в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и в поведении.
Список литературы:
1. Аминов Н.А., Янковская Н.А. Методическое руководство по психодиагностике в семейном консультировании для специалистов психолого-медико-социальных центров. – Москва, 2005. – 182 ст.
2. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л. 1987.
3. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 336с.
4. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М., 1985. 328с.
5. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант). Методическое руководство. – СПб., 2001.
6. Шумакова Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н.Б.Шумакова, Е.И.Щебланова, Н.П.Щебро // Вопросы психологии. - 1991. № 1.
7. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. N.Y.: Basic books, 1983.
8. Holland J.L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments. Englewood Cliffs. N.Y.: Practice Hall, 1985.
|