Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Библиотека » Методические материалы

Н. А. Янковская - Роль психолого-педагогических и медико-социальных центров в системе образования

Скачать Н. А. Янковская - Роль психолого-педагогических и медико-социальных центров в системе образования

Современная система психологической службы образования, созданная решением Коллегии Министерства образования от 29 марта 1995 г., продолжает развиваться. Совершенствуется нормативно-правовая база службы. Так, была определена структура службы практической психологии образования (Положение о службе практической психологии образования). Приказом Правительства РФ от 31 июля 1998 г. утверждено «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», которое регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи [24]. Поддержка Правительства привела к тому, что по всей стране стали открываться центры различных направлений, которые осуществляют деятельность по комплексной реабилитации, лечению и обучению детей с особенностями развития.

Работа российской психологической службы практической помощи в образовании ориентирована на организацию мероприятий по реабилитации и психологической адаптации детей и их родителей, а также на помощь в преодолении психологических трудностей и негативных переживаний, на разрешение конфликтных ситуаций, приводящих к деформации личности, на прогнозирование развития и поведения ребенка при неблагоприятных социальных и психологических характеристиках образовательной среды.
Со временем менялась первоначальная концепция деятельности практических психологов образования. Первоначально модель работы с проблемными детьми исходила из парадигмы «недоразвития».

И. В. Дубровиной [16] было разработано кардинально новое направление в работе с проблемными детьми, ориентированное на обеспечение психического и психологического здоровья детей.

Психологическое здоровье ребенка стало рассматриваться, прежде всего, с позиции формирования у него мотивов и смысла учебной деятельности при соответствующей перестройке взаимоотношений в системе ребенок-взрослый. Ориентация на развитие ребенка определила и основные задачи службы практической психологии образования на современном этапе (И. В. Дубровина, Е. М. Борисова, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых) [15; 16; 17; 26]:

1) реализация в работе с учащимися возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей учащихся;

3) создание благоприятного для учащихся психологического климата;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как учащимся, так и их родителям, воспитателям, педагогам.

В настоящее время активно развивается система психологической службы образования, которая обеспечивает разноуровневую психологическую помощь всем субъектам образовательного пространства. Министерством образования РФ было разработано и утверждено Правительством РФ Типовое положение об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 867) [24]. Согласно этому постановлению, выделяются пять видов подобных учреждений:
- центры диагностики и консультирования;
- центры психолого-медико-социального сопровождения;
- центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
- центры социально-трудовой адаптации и профориентации;
- центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Все обозначенные выше учреждения имеют свою специфику работы.
Выделены и сформулированы как общие, так специфические задачи, стоящие перед ППМС-центрами разных видов. Важнейшими из наиболее общих задач являются:
- конструирование социальной ситуации развития проблемного ребенка, обеспечивающей его полноценную социализацию в условиях работы психолого-педагогических и медико-социальных центров (ППМС-центров);
- обеспечение развития уникальности и индивидуальной неповторимости личности каждого ребенка, его равноправие и творческое соучастие как субъекта в воспитании и обучении;
- определение содержания комплексного коррекционно-реабилитационного процесса, сочетающего медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь ребенку и его семье;
- разработка индивидуализированных программ и методик мероприятий, проводимых специалистами центра, направленных на комплексное междисциплинарное решение проблем ребенка в социуме.

В Постановлении Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» определены основные направления деятельности ППМС-центров:

1. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и программам начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.

2. Социально-психологическая профилактика – система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ.

3. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях, оказание помощи в выборе образовательного маршрута, профориентация, планирование и реализация профессиональной карьеры (получение профессии, трудоустройство и трудовая адаптация) с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей. Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:
- диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания, профессионального самоопределения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
- психологическое консультирование, оказание помощи обучающимся, воспитанникам в адаптации к реальным жизненным условиям, преодолении кризисных ситуаций, достижении эмоциональной устойчивости, формировании ценностно-мотивационной сферы и адекватной самооценки в форме индивидуальных и групповых консультаций;
- психологическая коррекция и развитие – устранение или компенсация выявленных отклонений в развитии обучающихся, воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы.

4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса – система мероприятий, направленных на воспитание психологической культуры, формирования у участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желания их использовать в интересах собственного развития и решения профессиональных задач.
Кроме того, многие ППМС-центры оказывают дополнительные услуги, в том числе и образовательные:
- профориентационая диагностика и консультирование;
- психологическое консультирование взрослых клиентов;
- групповые, тренинговые занятия со взрослыми и детьми;
- обучающие семинары для психологов и педагогов по основным направлениям деятельности центра;
- индивидуальное профессиональное консультирование педагогов и психологов;
- лекционно-семинарские занятия для родителей.

Можно констатировать, что в своей совокупности ППМС-центры оказывают детям и подросткам разнообразную квалифицированную помощь, рассчитанную на детей разного возраста, с различными нарушениями развития, поведенческими и личностными проблемами. В процесс терапии и коррекции вовлекаются и родители (если это необходимо), которые всегда могут получить консультацию по работе с проблемой ребёнка [5].

Помимо первичного приема и консультирования, диагностики, групповой или индивидуальной коррекции, терапии, реабилитации в ППМС-центрах практикуются иные формы работы с детьми или родителями, сотрудниками дошкольных учреждений. Это семейные клубы для родителей на базе опорных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) либо в рамках муниципального округа, университет для родителей, кинолекторий, тренинги для родителей, в том числе для имеющих детей-инвалидов, группы временного пребывания для детей, не посещающих ДОУ, разнообразные кружки, секции, специализированные подразделения (например, по работе с одаренными детьми). В структуру ряда центров входят: детский сад, школа, школа надомного обучения, где дети находятся стационарно от месяца до нескольких лет.

Специализация проявляется не только в том, что различные центры работают с разными видами проблем, но и в разных методах работы. Различен также и возраст клиентов, с которыми, как правило, работает, конкретный ППМС-центр.

По данным В. Г. Кобозевой [19], с детьми до 3-х лет работают мало ППМС-центров. В основном специалисты центра оказывают помощь дошкольникам и детям 7-12 лет. За последние годы фокус интересов работы центров сместился в сторону оказания помощи подросткам.
В целом же можно считать, что в г. Москве возможность детям получить квалифицированную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь обеспечена практически для всего соответствующего возрастного интервала - от раннего детства до юности.
Располагая необходимой материальной базой и профессиональными кадрами, ППМС-центры имеют возможность проводить разнообразную научно-методическую работу (НМР), которую можно объединить в несколько блоков:
- методическая работа внутри ППМС-центров;
- оказание методической помощи специалистам образовательных и иных учреждений;
- аналитическая, научно-исследовательская работа, участие в конференциях, симпозиумах; подготовка научных публикаций и сообщений; обобщение и анализ деятельности центра; участие в осуществлении специальных программ помощи детям, в том числе федеральных; сбор и анализ социологической информации, скрининговые обследования, мониторинги (напр., валеологический мониторинг);
- просветительская работа: лекции для родителей, для воспитателей ДОУ и др.; ознакомление с деятельностью центра специалистов из других регионов; научно-популярные статьи; участие в работе родительского актива округа и т.п.;
- помощь сотрудникам муниципальных административных органов и отделов внутренних дел (ОВД): работа в комиссиях по делам несовершеннолетних (КДН); взаимодействие с ОВД; содействие органам социальной защиты; участие в работе окружных психолого-медико-педагогических комиссий.

К сотрудникам ППМС-центров предъявляются особые требования [4; 6; 7], они в той или иной форме постоянно повышают квалификацию, обмениваются опытом со специалистами других ППМС-центров, иных учреждений, участвуют в региональных конференциях, проводят научно-исследовательскую работу. Осуществляя помощь детям и научно-методическое обеспечение своей деятельности, работники ППМС-центров сотрудничают со множеством разнообразных внешних организаций, среди которых подразделения Департамента образования г. Москвы, научно-исследовательские и учебные институты, медицинские учреждения, детские образовательные учреждения, различные общественные организации, благотворительные фонды.

Научные, исследовательские проекты и специальные программы помощи детям, в которых участвуют сотрудники ППМС-центров, соответствуют основным направлениям деятельности ППМС-центров и их специализации. Как приоритетные различные ППМС-центры рассматривают следующие направления работы: оказание психологической и медицинской помощи, программы подготовки к школе, социальная реабилитация, правовая поддержка и защита прав детей, профилактика правонарушений, социальной дезадаптации и отклонений в поведении и психическом развитии, внедрение и оценка различных методов работы с детьми и родителями, методическое обеспечение работы центров.

Большую работу ППМС-центры посвящают просвещению населения и профилактической работе с различными категориями граждан.

Процесс оказания помощи с момента обращения в ППМС-центр фиксируется в различных типовых документах, которые позволяют проводить также аналитико-статистическую работу. В некоторых ППМС-центрах индивидуальная карта ребенка и другая документация хранятся в электронном виде, а иногда имеется и локальная компьютерная сеть, что позволяет ускорить получение информации, уменьшает поток печатной документации.

Система психолого-педагогических и медико-социальных центров располагает необходимыми средствами и возможностями для того, чтобы организовать работу по предотвращению дезадаптивных состояний, асоциальных форм поведения и поведения, связанного с риском для жизни и здоровья среди детей и подростков. Достоинствами системы ППМС-центров являются:
1) тенденция к постоянному расширению;
2) наличие Центров, которые координируют деятельность центров и осуществляют их методическое руководство;
3) принцип комплектации специалистами разного профиля;
4) наличие квалифицированных специалистов;
5) связь с учреждениями здравоохранения, с педагогическими и психологическими институтами;
6) налаженная система подготовки и переподготовки кадров;
7) система взаимодействия с образовательными учреждениями;
8) опыт просветительской работы с педагогами и родителями;
9) опыт разработки осуществления профилактических программ;
10) опыт участия в научных исследованиях.

Недостатками современной системы ППМС-центров являются: 1) недостаточное понимание приоритета профилактических программ в вопросе охраны здоровья школьников; 2) отсутствие надёжных источников информации о возможных проектах и хорошо зарекомендовавших себя программах; 3) отсутствие целенаправленного финансирования разработок в области образовательных программ для сохранения здоровья; 4) недостаточная научная база и методическое обеспечение для осуществления таких программ. Большинство центров испытывают настоятельную потребность в обеспечении стандартным банком методик, адаптированных для возрастного контингента ППМС-центров, что позволило бы улучшить дифференциальную диагностику, комплексную оценку ППМС-статуса детей и оценку эффективности помощи клиентам, обеспечило бы сопоставимость данных о работе разных ППМС-центров. В настоящее время проблема централизованного обеспечения стандартными диагностическими методиками и повышения квалификации в области психодиагностики остается неразрешенной.

Существенным недостатком системы ППМС-центров является отсутствие формальных связей с системой здравоохранения. Это ставит в неравные материальные условия медицинских работников, работающих в системе образования и здравоохранения, затрудняет координацию профилактической работы.

В целях повышения качества психолого-педагогического и медико-социально-правового сопровождения обучающихся, воспитанников Департаментом воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и наука Российской Федерации было направлено информационное письмо от 28.12.2007 № 06-1965 «О совершенствовании деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации. В соответствии с данным письмом основными принципами совершенствования деятельности ППМС-центров являются:
- качество, доступность и комплексный подход в оказании психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;
- соответствие потребностям системы образования (учет актуальных потребностей системы образования в психологическом обеспечении);
- ресурсообеспеченность (наличие необходимый материально-технических, методических, кадровых и иных ресурсов).
Основными задачами деятельности ППМС-центров в современных условиях являются:
- повышение качества и обеспечение доступности комплексной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;
- усиление профилактической работы с участниками образовательного процесса;
- развитие на базе ППМС-центров системы методического сопровождения молодых специалистов – педагогов-психологов учреждений общего и начального профессионального образования;
- социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования, затрагивающих психологические характеристики образовательной среды и психологическую безопасность участников образовательного процесса.

В соответствии с вышеуказанным информационным письмом в современных условиях в системе образования становятся наиболее востребованными такие направления деятельности ППМС-центров, как социально-психологическое проектирование, социально-психологическая экспертиза и социально-психологический мониторинг образовательной среды и уровня развития обучающихся, воспитанников.
Психологическое проектирование – разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий) поставленным образовательным и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность, ее защита от деструктивного воспитательного и психологического влияния.
Социально-психологический мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся с учетом влияния образовательной среды учреждения, позволяющее администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения, распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

Важным направлениям деятельности ППМС-центров становится повышение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса, то есть система мер, направленных на контроль качества психологических услуг, оказываемых его специалистами, а также педагогами-психологами других образовательных учреждений; развитие материально-технической базы, системы повышения квалификации и методического сопровождения специалистов психологических служб и педагогов-психологов образовательных учреждений.

Список литературы:
1. Александровская Э. М., Айрапетянц В. А. Выбор образовательного маршрута (психодиагностический аспект) // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования: информационный справочник / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып. 1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – С. 40-42. – (Психолого-медико-социальная помощь детям и подросткам).
2. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002. – 206, [2] с.: ил., табл. – (Высшее образование).
3. Алексушина С. Л., Рябчикова Л. В., Целикова В. В. Ненасильственная педагогика (чем можно помочь подросткам учреждения дополнительного образования) // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Здравый смысл и достоинство в школе». – М.: Изд-во ЦСПА «Генезис", 1998. – С. 33-34.
4. Аминов Н. А., Янковская Н. А. Методическое руководство к составлению квалификационных требований к психоконсультантам ПМСЦ: метод. пособие. – М.: АНО Центр «Развивающее обучение», 2001. – 64 с.
5. Аминов Н. А., Янковская Н. А. Методическое руководство по психодиагностике в семейном консультировании для специалистов психолого-медико-социальных центров: метод. пособие. – М.: [б. и.], 2005. – 182 с. - В надзагл.: Юго-Восточное управление образования Департамента образования г. Москвы.
6. Аминов Н. А., Янковская Н. А. Методическое руководство по составлению квалификационных требований к психоконсультантам психолого-медико-социальных центров: метод. пособие. – М.: [б. и.], 2001. – 78 с. - В надзагл.: Московский гос. ун-т сервиса, Социально-технологический ин-т.
7. Аминов Н. А., Янковская Н. А. Модель работы эффективного психоконсультанта в системе психолого-медико-социальных центров Москвы // Психологическая наука и образование. - 1999. - № 3-4. – С. 92-101.
8. Битянова М. Р. Окружной центр и школа: перспективные формы сотрудничества // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования : информационный справочник / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып. 1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - С. 84-86. – (Психолого-медико-социальная помощь детям и подросткам).
9. Битянова М. Р. Направления работы школьного психолога // Школьный психолог: еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 1999. - № 36. - С. 12-13.
10. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – 3-изд. - М.: Генезис, 2000. – 298 с. : ил. – (Практическая психология образования).
11. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998. — 352 с.
12. Битянова М. Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы : журнал для руководителей учеб. заведений и органов нар. образования: научн.-метод. журнал. - 1997. - № 3. - С. 4-12.
13. Даирова Р. А. и др. Об опыте взаимодействия психологической и медицинской служб в рамках одного учреждения // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования: информационный справочник / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып. 1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – С. 187-189. – (Психолого-медико-социальная помощь детям и подросткам).
14. Дружинина Л. В. Решение проблем детей, подростков, молодежи через организацию социально-педагогической деятельности в городе // Человек. Культура. Здоровье. Проблемы и перспективы социально-психологической и половозрастной адаптации детей и подростков: тезисы I Всероссийской научн.-практич. конф. / Мин. образования, ЦСПА «Генезис». – М.: ЦСПА «Генезис», 1997. – С. 128-130.
15. Дубровина И. В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы: дис. док. психол. наук. – М., 1988. – 311 с.
16. Дубровина И. В., Борисова Е. М., Прихожан А. М. Модель развития психологической службы системы образования России // Детский практический психолог / Обнин. гор. психол. центр «Детство». – 1994. - Январь. – С. 6-13.
17. Дубровина И. В., Прихожан А. М. Положение о школьной психологической службе // Вопросы психологии. – 1985. - № 2. – С. 76-83.
18. Земских Т. В. Первичная психологическая помощь образовательным учреждениям // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования: информ. справ. / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып. 1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – (Серия: «Психолого-медико-социальная помощь детям и подросткам»). – С. 81-84.
19. Кобозева В. Г. Развитие службы практической психологии образования в современном мегаполисе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2002. – 23 с.
20. Кошкарова Т. А. Изучение опыта работы школы КРО // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования: информ. справ. / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып. 1. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1998. – С. 128-130. – (Психолого-медико-социальная помощь детям и подросткам).
21. Курбанов Р. А., Островкина С. Н. Опыта взаимодействия ПМСЦ с учебно-методическим центром в организации преемственности в работе дошкольных и школьных учреждений // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования: информ. справ. / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып. 1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – С. 128-130. – (Психолого-медико-социальная помощь детям и подросткам).
22. Лебедева Н. Н., Минеева О. А. Направления социально-психологической помощи родителям // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования: информ. справ. / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып. 1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – С. 49-51. – (Психолого-медико-социальная помощь детям и подросткам).
23. Летунова В. Е. Основные направления деятельности ПМС-центра по индивидуальному сопровождению развития ребенка // Человек. Культура. Здоровье. Проблемы и перспективы социально-психологической и половозрастной адаптации детей и подростков: тезисы I Всероссийской научн.-практич. конф. / Мин. образования , ЦСПА «Генезис». – М.: ЦСПА «Генезис», 1997. – С. 150-152.
24. Нормативно-правовая база образовательных учреждений / отв. ред. Л. Е. Курнешова. - 2-е изд., доп. - М.: Центр «Школьная книга», 2004. – 526 с. – (Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве).
25. Селявина, Л. К. Организация психолого-социальной помощи детям и подросткам в системе регионального образования (на примере г. Москвы): дис. … канд. психол. наук. – М., 1999. – 163 с.
26. Толстых Н. Н. Использование карты наблюдений для диагностики нарушений в личностном развитии и поведении школьников // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М.: РОТАПРИНТ НИИ ОП АПН СССР, 1977. – С.142–159.
27. Янковская Н. А. Семейное консультирование и работа с родителями детей группы риска // Социально-педагогическая работа с семьей: сб. программ по специализации / отв. ред. Л. К. Веретенникова. – М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – С. 57 – 66.

Категория: Методические материалы | Добавил: Дмитрий (11 Июня 2009)
Просмотров: 6682 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП