Современная система психологической службы образования, созданная решением Коллегии
Министерства образования от 29 марта 1995 г., продолжает развиваться. Совершенствуется
нормативно-правовая база службы. Так, была определена структура службы практической
психологии образования (Положение о службе практической психологии образования).
Приказом Правительства РФ от 31 июля 1998 г. утверждено «Типовое положение об образовательном
учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи», которое регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и
финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих
проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи [24]. Поддержка Правительства привела к тому, что по
всей стране стали открываться центры различных направлений, которые осуществляют
деятельность по комплексной реабилитации, лечению и обучению детей с особенностями
развития.
Работа российской психологической службы практической помощи в образовании ориентирована
на организацию мероприятий по реабилитации и психологической адаптации детей и их
родителей, а также на помощь в преодолении психологических трудностей и негативных
переживаний, на разрешение конфликтных ситуаций, приводящих к деформации личности,
на прогнозирование развития и поведения ребенка при неблагоприятных социальных и
психологических характеристиках образовательной среды.
Со временем менялась первоначальная концепция деятельности практических психологов
образования. Первоначально модель работы с проблемными детьми исходила из парадигмы
«недоразвития».
И. В. Дубровиной [16] было разработано кардинально новое направление в работе
с проблемными детьми, ориентированное на обеспечение психического и психологического
здоровья детей.
Психологическое здоровье ребенка стало рассматриваться, прежде всего, с позиции
формирования у него мотивов и смысла учебной деятельности при соответствующей перестройке
взаимоотношений в системе ребенок-взрослый. Ориентация на развитие ребенка определила
и основные задачи службы практической психологии образования на современном этапе
(И. В. Дубровина, Е. М. Борисова, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых) [15; 16; 17; 26]:
1) реализация в работе с учащимися возможностей, резервов развития каждого возраста;
2) развитие индивидуальных особенностей учащихся;
3) создание благоприятного для учащихся психологического климата;
4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как учащимся, так
и их родителям, воспитателям, педагогам.
В настоящее время активно развивается система психологической службы образования,
которая обеспечивает разноуровневую психологическую помощь всем субъектам образовательного
пространства. Министерством образования РФ было разработано и утверждено Правительством
РФ Типовое положение об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи (Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 867)
[24]. Согласно этому постановлению, выделяются пять видов подобных учреждений:
- центры диагностики и консультирования;
- центры психолого-медико-социального сопровождения;
- центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
- центры социально-трудовой адаптации и профориентации;
- центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
Все обозначенные выше учреждения имеют свою специфику работы.
Выделены и сформулированы как общие, так специфические задачи, стоящие перед ППМС-центрами
разных видов. Важнейшими из наиболее общих задач являются:
- конструирование социальной ситуации развития проблемного ребенка, обеспечивающей
его полноценную социализацию в условиях работы психолого-педагогических и медико-социальных
центров (ППМС-центров);
- обеспечение развития уникальности и индивидуальной неповторимости личности каждого
ребенка, его равноправие и творческое соучастие как субъекта в воспитании и обучении;
- определение содержания комплексного коррекционно-реабилитационного процесса, сочетающего
медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь ребенку и его семье;
- разработка индивидуализированных программ и методик мероприятий, проводимых специалистами
центра, направленных на комплексное междисциплинарное решение проблем ребенка в
социуме.
В Постановлении Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 «Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи» определены основные направления деятельности ППМС-центров:
1. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам
(основным, дополнительным) и программам начального профессионального образования
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их
соматического и психического здоровья; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего
обучения.
2. Социально-психологическая профилактика – система мероприятий, направленных
на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в
образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических
программ.
3. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса – система
мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих
у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях, оказание
помощи в выборе образовательного маршрута, профориентация, планирование и реализация
профессиональной карьеры (получение профессии, трудоустройство и трудовая адаптация)
с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды
деятельности:
- диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении
детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения, воспитания, профессионального самоопределения,
а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной
адаптации;
- психологическое консультирование, оказание помощи обучающимся, воспитанникам в
адаптации к реальным жизненным условиям, преодолении кризисных ситуаций, достижении
эмоциональной устойчивости, формировании ценностно-мотивационной сферы и адекватной
самооценки в форме индивидуальных и групповых консультаций;
- психологическая коррекция и развитие – устранение или компенсация выявленных отклонений
в развитии обучающихся, воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной
программы.
4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного
процесса – система мероприятий, направленных на воспитание психологической культуры,
формирования у участников образовательного процесса потребности в психологических
знаниях, желания их использовать в интересах собственного развития и решения профессиональных
задач.
Кроме того, многие ППМС-центры оказывают дополнительные услуги, в том числе и образовательные:
- профориентационая диагностика и консультирование;
- психологическое консультирование взрослых клиентов;
- групповые, тренинговые занятия со взрослыми и детьми;
- обучающие семинары для психологов и педагогов по основным направлениям деятельности
центра;
- индивидуальное профессиональное консультирование педагогов и психологов;
- лекционно-семинарские занятия для родителей.
Можно констатировать, что в своей совокупности ППМС-центры оказывают детям и
подросткам разнообразную квалифицированную помощь, рассчитанную на детей разного
возраста, с различными нарушениями развития, поведенческими и личностными проблемами.
В процесс терапии и коррекции вовлекаются и родители (если это необходимо), которые
всегда могут получить консультацию по работе с проблемой ребёнка [5].
Помимо первичного приема и консультирования, диагностики, групповой или индивидуальной
коррекции, терапии, реабилитации в ППМС-центрах практикуются иные формы работы с
детьми или родителями, сотрудниками дошкольных учреждений. Это семейные клубы для
родителей на базе опорных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) либо в рамках
муниципального округа, университет для родителей, кинолекторий, тренинги для родителей,
в том числе для имеющих детей-инвалидов, группы временного пребывания для детей,
не посещающих ДОУ, разнообразные кружки, секции, специализированные подразделения
(например, по работе с одаренными детьми). В структуру ряда центров входят: детский
сад, школа, школа надомного обучения, где дети находятся стационарно от месяца до
нескольких лет.
Специализация проявляется не только в том, что различные центры работают с разными
видами проблем, но и в разных методах работы. Различен также и возраст клиентов,
с которыми, как правило, работает, конкретный ППМС-центр.
По данным В. Г. Кобозевой [19], с детьми до 3-х лет работают мало ППМС-центров.
В основном специалисты центра оказывают помощь дошкольникам и детям 7-12 лет. За
последние годы фокус интересов работы центров сместился в сторону оказания помощи
подросткам.
В целом же можно считать, что в г. Москве возможность детям получить квалифицированную
психолого-педагогическую и медико-социальную помощь обеспечена практически для всего
соответствующего возрастного интервала - от раннего детства до юности.
Располагая необходимой материальной базой и профессиональными кадрами, ППМС-центры
имеют возможность проводить разнообразную научно-методическую работу (НМР), которую
можно объединить в несколько блоков:
- методическая работа внутри ППМС-центров;
- оказание методической помощи специалистам образовательных и иных учреждений;
- аналитическая, научно-исследовательская работа, участие в конференциях, симпозиумах;
подготовка научных публикаций и сообщений; обобщение и анализ деятельности центра;
участие в осуществлении специальных программ помощи детям, в том числе федеральных;
сбор и анализ социологической информации, скрининговые обследования, мониторинги
(напр., валеологический мониторинг);
- просветительская работа: лекции для родителей, для воспитателей ДОУ и др.; ознакомление
с деятельностью центра специалистов из других регионов; научно-популярные статьи;
участие в работе родительского актива округа и т.п.;
- помощь сотрудникам муниципальных административных органов и отделов внутренних
дел (ОВД): работа в комиссиях по делам несовершеннолетних (КДН); взаимодействие
с ОВД; содействие органам социальной защиты; участие в работе окружных психолого-медико-педагогических
комиссий.
К сотрудникам ППМС-центров предъявляются особые требования [4; 6; 7], они в той
или иной форме постоянно повышают квалификацию, обмениваются опытом со специалистами
других ППМС-центров, иных учреждений, участвуют в региональных конференциях, проводят
научно-исследовательскую работу. Осуществляя помощь детям и научно-методическое
обеспечение своей деятельности, работники ППМС-центров сотрудничают со множеством
разнообразных внешних организаций, среди которых подразделения Департамента образования
г. Москвы, научно-исследовательские и учебные институты, медицинские учреждения,
детские образовательные учреждения, различные общественные организации, благотворительные
фонды.
Научные, исследовательские проекты и специальные программы помощи детям, в которых
участвуют сотрудники ППМС-центров, соответствуют основным направлениям деятельности
ППМС-центров и их специализации. Как приоритетные различные ППМС-центры рассматривают
следующие направления работы: оказание психологической и медицинской помощи, программы
подготовки к школе, социальная реабилитация, правовая поддержка и защита прав детей,
профилактика правонарушений, социальной дезадаптации и отклонений в поведении и
психическом развитии, внедрение и оценка различных методов работы с детьми и родителями,
методическое обеспечение работы центров.
Большую работу ППМС-центры посвящают просвещению населения и профилактической
работе с различными категориями граждан.
Процесс оказания помощи с момента обращения в ППМС-центр фиксируется в различных
типовых документах, которые позволяют проводить также аналитико-статистическую работу.
В некоторых ППМС-центрах индивидуальная карта ребенка и другая документация хранятся
в электронном виде, а иногда имеется и локальная компьютерная сеть, что позволяет
ускорить получение информации, уменьшает поток печатной документации.
Система психолого-педагогических и медико-социальных центров располагает необходимыми
средствами и возможностями для того, чтобы организовать работу по предотвращению
дезадаптивных состояний, асоциальных форм поведения и поведения, связанного с риском
для жизни и здоровья среди детей и подростков. Достоинствами системы ППМС-центров
являются:
1) тенденция к постоянному расширению;
2) наличие Центров, которые координируют деятельность центров и осуществляют их
методическое руководство;
3) принцип комплектации специалистами разного профиля;
4) наличие квалифицированных специалистов;
5) связь с учреждениями здравоохранения, с педагогическими и психологическими институтами;
6) налаженная система подготовки и переподготовки кадров;
7) система взаимодействия с образовательными учреждениями;
8) опыт просветительской работы с педагогами и родителями;
9) опыт разработки осуществления профилактических программ;
10) опыт участия в научных исследованиях.
Недостатками современной системы ППМС-центров являются: 1) недостаточное понимание
приоритета профилактических программ в вопросе охраны здоровья школьников; 2) отсутствие
надёжных источников информации о возможных проектах и хорошо зарекомендовавших себя
программах; 3) отсутствие целенаправленного финансирования разработок в области
образовательных программ для сохранения здоровья; 4) недостаточная научная база
и методическое обеспечение для осуществления таких программ. Большинство центров
испытывают настоятельную потребность в обеспечении стандартным банком методик, адаптированных
для возрастного контингента ППМС-центров, что позволило бы улучшить дифференциальную
диагностику, комплексную оценку ППМС-статуса детей и оценку эффективности помощи
клиентам, обеспечило бы сопоставимость данных о работе разных ППМС-центров. В настоящее
время проблема централизованного обеспечения стандартными диагностическими методиками
и повышения квалификации в области психодиагностики остается неразрешенной.
Существенным недостатком системы ППМС-центров является отсутствие формальных
связей с системой здравоохранения. Это ставит в неравные материальные условия медицинских
работников, работающих в системе образования и здравоохранения, затрудняет координацию
профилактической работы.
В целях повышения качества психолого-педагогического и медико-социально-правового
сопровождения обучающихся, воспитанников Департаментом воспитания, дополнительного
образования и социальной защиты детей Министерства образования и наука Российской
Федерации было направлено информационное письмо от 28.12.2007 № 06-1965 «О совершенствовании
деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи» руководителям органов управления образованием субъектов
Российской Федерации. В соответствии с данным письмом основными принципами совершенствования
деятельности ППМС-центров являются:
- качество, доступность и комплексный подход в оказании психолого-педагогической
и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;
- соответствие потребностям системы образования (учет актуальных потребностей системы
образования в психологическом обеспечении);
- ресурсообеспеченность (наличие необходимый материально-технических, методических,
кадровых и иных ресурсов).
Основными задачами деятельности ППМС-центров в современных условиях являются:
- повышение качества и обеспечение доступности комплексной психолого-педагогической
и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;
- усиление профилактической работы с участниками образовательного процесса;
- развитие на базе ППМС-центров системы методического сопровождения молодых специалистов
– педагогов-психологов учреждений общего и начального профессионального образования;
- социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования,
затрагивающих психологические характеристики образовательной среды и психологическую
безопасность участников образовательного процесса.
В соответствии с вышеуказанным информационным письмом в современных условиях
в системе образования становятся наиболее востребованными такие направления деятельности
ППМС-центров, как социально-психологическое проектирование, социально-психологическая
экспертиза и социально-психологический мониторинг образовательной среды и уровня
развития обучающихся, воспитанников.
Психологическое проектирование – разработка системы социальных, педагогических,
психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей
образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории,
культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых
моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию
негативным влияниям социума, формирование социально-психологической компетентности
всех участников образовательного процесса.
Психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательной среды (образовательных
программ, учебных пособий) поставленным образовательным и воспитательным задачам,
а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников. Целью
психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически
комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается ребенок; гуманизация
средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность, ее защита
от деструктивного воспитательного и психологического влияния.
Социально-психологический мониторинг – специально организованное систематическое
наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся с учетом
влияния образовательной среды учреждения, позволяющее администрации, педагогическому
коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществлять
анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических
технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников;
принимать управленческие решения, распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы,
основываясь на объективных данных.
Важным направлениям деятельности ППМС-центров становится повышение качества и
доступности психологических услуг участникам образовательного процесса, то есть
система мер, направленных на контроль качества психологических услуг, оказываемых
его специалистами, а также педагогами-психологами других образовательных учреждений;
развитие материально-технической базы, системы повышения квалификации и методического
сопровождения специалистов психологических служб и педагогов-психологов образовательных
учреждений.
Список литературы:
1. Александровская Э. М., Айрапетянц В. А. Выбор образовательного маршрута (психодиагностический
аспект) // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям
и подросткам Московского комитета образования: информационный справочник / отв.
ред. Л. К. Селявина. – Вып. 1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – С. 40-42.
– (Психолого-медико-социальная помощь детям и подросткам).
2. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение
школьников: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия,
2002. – 206, [2] с.: ил., табл. – (Высшее образование).
3. Алексушина С. Л., Рябчикова Л. В., Целикова В. В. Ненасильственная педагогика
(чем можно помочь подросткам учреждения дополнительного образования) // Материалы
I Всероссийской научно-практической конференции «Здравый смысл и достоинство в школе».
– М.: Изд-во ЦСПА «Генезис", 1998. – С. 33-34.
4. Аминов Н. А., Янковская Н. А. Методическое руководство к составлению квалификационных
требований к психоконсультантам ПМСЦ: метод. пособие. – М.: АНО Центр «Развивающее
обучение», 2001. – 64 с.
5. Аминов Н. А., Янковская Н. А. Методическое руководство по психодиагностике в
семейном консультировании для специалистов психолого-медико-социальных центров:
метод. пособие. – М.: [б. и.], 2005. – 182 с. - В надзагл.: Юго-Восточное управление
образования Департамента образования г. Москвы.
6. Аминов Н. А., Янковская Н. А. Методическое руководство по составлению квалификационных
требований к психоконсультантам психолого-медико-социальных центров: метод. пособие.
– М.: [б. и.], 2001. – 78 с. - В надзагл.: Московский гос. ун-т сервиса, Социально-технологический
ин-т.
7. Аминов Н. А., Янковская Н. А. Модель работы эффективного психоконсультанта в
системе психолого-медико-социальных центров Москвы // Психологическая наука и образование.
- 1999. - № 3-4. – С. 92-101.
8. Битянова М. Р. Окружной центр и школа: перспективные формы сотрудничества //
Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам
Московского комитета образования : информационный справочник / отв. ред. Л. К. Селявина.
– Вып. 1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - С. 84-86. – (Психолого-медико-социальная
помощь детям и подросткам).
9. Битянова М. Р. Направления работы школьного психолога // Школьный психолог: еженедельное
приложение к газете «Первое сентября». - 1999. - № 36. - С. 12-13.
10. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – 3-изд. - М.: Генезис,
2000. – 298 с. : ил. – (Практическая психология образования).
11. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998.
— 352 с.
12. Битянова М. Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения
// Директор школы : журнал для руководителей учеб. заведений и органов нар. образования:
научн.-метод. журнал. - 1997. - № 3. - С. 4-12.
13. Даирова Р. А. и др. Об опыте взаимодействия психологической и медицинской служб
в рамках одного учреждения // Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной
помощи детям и подросткам Московского комитета образования: информационный справочник
/ отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып. 1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.
– С. 187-189. – (Психолого-медико-социальная помощь детям и подросткам).
14. Дружинина Л. В. Решение проблем детей, подростков, молодежи через организацию
социально-педагогической деятельности в городе // Человек. Культура. Здоровье. Проблемы
и перспективы социально-психологической и половозрастной адаптации детей и подростков:
тезисы I Всероссийской научн.-практич. конф. / Мин. образования, ЦСПА «Генезис».
– М.: ЦСПА «Генезис», 1997. – С. 128-130.
15. Дубровина И. В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной
психологической службы: дис. док. психол. наук. – М., 1988. – 311 с.
16. Дубровина И. В., Борисова Е. М., Прихожан А. М. Модель развития психологической
службы системы образования России // Детский практический психолог / Обнин. гор.
психол. центр «Детство». – 1994. - Январь. – С. 6-13.
17. Дубровина И. В., Прихожан А. М. Положение о школьной психологической службе
// Вопросы психологии. – 1985. - № 2. – С. 76-83.
18. Земских Т. В. Первичная психологическая помощь образовательным учреждениям //
Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам
Московского комитета образования: информ. справ. / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып.
1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – (Серия: «Психолого-медико-социальная
помощь детям и подросткам»). – С. 81-84.
19. Кобозева В. Г. Развитие службы практической психологии образования в современном
мегаполисе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2002. – 23 с.
20. Кошкарова Т. А. Изучение опыта работы школы КРО // Психолого-медико-социальные
центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования:
информ. справ. / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып. 1. – М. : Центр инноваций в педагогике,
1998. – С. 128-130. – (Психолого-медико-социальная помощь детям и подросткам).
21. Курбанов Р. А., Островкина С. Н. Опыта взаимодействия ПМСЦ с учебно-методическим
центром в организации преемственности в работе дошкольных и школьных учреждений
// Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам
Московского комитета образования: информ. справ. / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып.
1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – С. 128-130. – (Психолого-медико-социальная
помощь детям и подросткам).
22. Лебедева Н. Н., Минеева О. А. Направления социально-психологической помощи родителям
// Психолого-медико-социальные центры и комплексы социальной помощи детям и подросткам
Московского комитета образования: информ. справ. / отв. ред. Л. К. Селявина. – Вып.
1. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – С. 49-51. – (Психолого-медико-социальная
помощь детям и подросткам).
23. Летунова В. Е. Основные направления деятельности ПМС-центра по индивидуальному
сопровождению развития ребенка // Человек. Культура. Здоровье. Проблемы и перспективы
социально-психологической и половозрастной адаптации детей и подростков: тезисы
I Всероссийской научн.-практич. конф. / Мин. образования , ЦСПА «Генезис». – М.:
ЦСПА «Генезис», 1997. – С. 150-152.
24. Нормативно-правовая база образовательных учреждений / отв. ред. Л. Е. Курнешова.
- 2-е изд., доп. - М.: Центр «Школьная книга», 2004. – 526 с. – (Нормативно-правовое
обеспечение содержания образования в Москве).
25. Селявина, Л. К. Организация психолого-социальной помощи детям и подросткам в
системе регионального образования (на примере г. Москвы): дис. … канд. психол. наук.
– М., 1999. – 163 с.
26. Толстых Н. Н. Использование карты наблюдений для диагностики нарушений в личностном
развитии и поведении школьников // Диагностическая и коррекционная работа школьного
психолога. – М.: РОТАПРИНТ НИИ ОП АПН СССР, 1977. – С.142–159.
27. Янковская Н. А. Семейное консультирование и работа с родителями детей группы
риска // Социально-педагогическая работа с семьей: сб. программ по специализации
/ отв. ред. Л. К. Веретенникова. – М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – С.
57 – 66.
|