Каждый год от суицида погибают около 1 млн. человек. В Европе суицид является ведущей причиной смерти среди мужчин молодого возраста. По данным Всемирной организации здравоохранения, за 45 лет показатели самоубийств возросли в мире на 60%. В ряде стран самоубийство – одна из основных причин смерти людей в возрасте 15–44 лет и вторая по значимости – в возрасте 10–24 лет, без учета попыток самоубийств, совершаемых в 20 раз чаще. Уровни суицидов подростков в России втрое выше, чем в США. Согласно концепции А.Г. Амбрумовой и ее соавторов, в основе формирования суицидального поведения лежит социально-психологическая дезадаптация личности, развивающаяся в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Признаки субъективной дезадаптации в виде суицидальных мыслей присутствуют у 11,8 % школьников, желание убить себя – у 2%; по данным опросника депрессии M. Kovacs, 14 % подростков отметили утверждение «Я думаю о самоубийстве, но не совершу его»; 8,8 % отметили утверждение «Я хочу покончить с собой». Данные свидетельствуют о серьезности проблемы и необходимости разработки профилактических программ для подростково-молодежной среды. Разработка профилактических и превентивных программ в области общественного здоровья – крайне сложная задача. В случае превентивных антисуицидальных программ есть дополнительная специфика. Совершение суицида связано с целым рядом взаимодействующих факторов – от биологических до психосоциальных. Необходим консенсус в отношении ключевых понятий для сотрудничества врачей, психологов идругих специалистов при разработке действенных превентивных мер. Это положение отражает ситуацию с профилактикой суицидального поведения в российских школах. С одной стороны, есть отечественная школа суицидологии, связанная с именем Амбрумовой А.Г., которая разрабатывает профилактику суицидов с середины 80-х годов. Тогда исследователи заговорили о суицидах не как исключительно о медицинской иликриминальной проблеме, а о значимости социально-психологической компоненты. С другой – на международном уровне под эгидой ВОЗ действует программа SuPre (Предотвращение самоубийств). В ее рамках была издана серия пособий, адресованныхразличным специалистам. В том числе «Руководство для учителей и других работников школы». Его подготовкой к изданию на русском языке занимались сотрудники Одесского Национального Университета им. И.И. Мечникова. Существуют «Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях» Министерства Образования и Науки РФ. В разделе «Научно-методические основы работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях» рекомендуется материалы смотреть на http://podrostok.cipv.ru, который в данное время недоступен. Все эти материалы иногда прямо противоречат друг другу. Что создает трудности при выборе методов работы сотрудникам школ. Практический опыт социально-психологической работы в школах г. Москвы, накопленный отделом Психологической помощи субъектам образования Центра экстренной психологической помощи Московского Государственного ПсихологоПедагогического Университета включает 3 этапа профилактики: первичная, вторичная, третичная. При первичной работе - профилактика заключается в продвижении ценности здоровья и жизни в общей популяции. Вторичная профилактика нацелена людей в трудной жизненной ситуации, которая уже истощила его душевные силы. Когда любая активность представляется человеку ухудшающей жизненную ситуацию, он в социально-психологическом кризисе. Основная цель – помочь найти выход из кризисной ситуации с помощью очного индивидуального консультирования или на телефоне доверия. Второй тип профилактики предполагает обращение за помощью к специалистам, работающим в различных учреждениях г. Москвы. Третичная профилактика адресована близкому окружению и самому суициденту, выжившему после попытки. Ее цель – помочь пережить это событие всем субъектам образовательного процесса – обучающимся, их близким, а также сотрудники школ. Они получают экстренную и кризисную психологическую помощь, для адекватных способов преодоления трагической ситуации. Это помогает им успешно избежать возможных негативных поведенческих проявлений в рамках эффекта Вертера.