Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Главная » Библиотека » Методические материалы

Социально-психологическая профилактика суицидального поведения в школах Камин А.А. Центр экстренной психологической помощи МГППУ, г. Москва

Скачать Социально-психологическая профилактика суицидального поведения в школах Камин А.А. Центр экстренной психологической помощи МГППУ, г. Москва
Каждый год от суицида погибают около 1 млн. человек. В Европе суицид является ведущей причиной смерти среди мужчин молодого возраста. По данным Всемирной организации здравоохранения, за 45 лет показатели самоубийств возросли в мире на 60%. В ряде стран самоубийство – одна из основных причин смерти людей в возрасте 15–44 лет и вторая по значимости – в возрасте 10–24 лет, без учета попыток самоубийств, совершаемых в 20 раз чаще. Уровни суицидов подростков в России втрое выше, чем в США.
Согласно концепции А.Г. Амбрумовой и ее соавторов, в основе формирования суицидального поведения лежит социально-психологическая дезадаптация личности, развивающаяся в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта.
Признаки субъективной дезадаптации в виде суицидальных мыслей присутствуют у 11,8 % школьников, желание убить себя – у 2%; по данным опросника депрессии M. Kovacs, 14 % подростков отметили утверждение «Я думаю о самоубийстве, но не совершу его»; 8,8 % отметили утверждение «Я хочу покончить с собой».
Данные свидетельствуют о серьезности проблемы и необходимости разработки профилактических программ для подростково-молодежной среды. Разработка профилактических и превентивных программ в области общественного здоровья – крайне сложная задача. В случае превентивных антисуицидальных программ есть дополнительная специфика. Совершение суицида связано с целым рядом взаимодействующих факторов – от биологических до психосоциальных. Необходим консенсус в отношении ключевых понятий для сотрудничества врачей, психологов идругих специалистов при разработке действенных превентивных мер.
Это положение отражает ситуацию с профилактикой суицидального поведения в российских школах.
С одной стороны, есть отечественная школа суицидологии, связанная с именем Амбрумовой А.Г., которая разрабатывает профилактику суицидов с середины 80-х годов. Тогда исследователи заговорили о суицидах не как исключительно о медицинской иликриминальной проблеме, а о значимости социально-психологической компоненты.
С другой – на международном уровне под эгидой ВОЗ действует программа SuPre (Предотвращение самоубийств). В ее рамках была издана серия пособий, адресованныхразличным специалистам. В том числе «Руководство для учителей и других работников школы». Его подготовкой к изданию на русском языке занимались сотрудники Одесского Национального Университета им. И.И. Мечникова.
Существуют «Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях» Министерства Образования и Науки РФ. В разделе «Научно-методические основы работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных
организациях» рекомендуется материалы смотреть на http://podrostok.cipv.ru, который в
данное время недоступен.
Все эти материалы иногда прямо противоречат друг другу. Что создает трудности при выборе методов работы сотрудникам школ.
Практический опыт социально-психологической работы в школах г. Москвы,
накопленный отделом Психологической помощи субъектам образования Центра
экстренной психологической помощи Московского Государственного ПсихологоПедагогического Университета включает 3 этапа профилактики: первичная, вторичная,
третичная. При первичной работе - профилактика заключается в продвижении ценности
здоровья и жизни в общей популяции.
Вторичная профилактика нацелена людей в трудной жизненной ситуации, которая
уже истощила его душевные силы. Когда любая активность представляется человеку
ухудшающей жизненную ситуацию, он в социально-психологическом кризисе. Основная
цель – помочь найти выход из кризисной ситуации с помощью очного индивидуального
консультирования или на телефоне доверия. Второй тип профилактики предполагает
обращение за помощью к специалистам, работающим в различных учреждениях г.
Москвы.
Третичная профилактика адресована близкому окружению и самому суициденту,
выжившему после попытки. Ее цель – помочь пережить это событие всем субъектам
образовательного процесса – обучающимся, их близким, а также сотрудники школ. Они
получают экстренную и кризисную психологическую помощь, для адекватных способов
преодоления трагической ситуации. Это помогает им успешно избежать возможных
негативных поведенческих проявлений в рамках эффекта Вертера.

Источник: http://www.npc-pzdp.ru/index/0-145
Категория: Методические материалы | Добавил: Камин (26 Августа 2019) | Автор: Камин А. А.
Просмотров: 1333 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП