Проект тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников Центра экстренной психологической помощи по телефону
Общие положения.
Директор Центра. 16-18 разряды.
Должностные обязанности.
Заместитель директора. 14-17 разряды.
Должностные обязанности.
Специалист по социальной работе. 10-13 разряды
(Телефонный консультант). Психолог 8-15 разряды.
Должностные обязанности
Общие положения.
1. Настоящие тарифно-квалификационные характеристики призваны способствовать адекватному
подбору и оптимальной расстановке кадров Центра, повышению их квалификации, целесообразному
распределению трудовых обязанностей между работниками Центра, обеспечению единства
в требованиях к работникам по разрядам оплаты труда.
2. В тарифно-квалификационных характеристиках отражены основные функции, которые
могут быть поручены полностью или частично (в зависимости от разряда) работнику,
занимающему данную должность, на их основе разрабатываются должностные инструкции,
закрепляющие обязанности работника с учетом конкретных обстоятельств и условий труда,
его права и ответственность.
3. Тарифно-квалификационные характеристики являются основой для требований аттестационной
комиссии, которая, действуя на основании соответствующего Положения, решает вопрос
о соответствии работника занимаемой должности.
4. Настоящие тарифно-квалификационные характеристики являются конкретизацией квалификационной
характеристики специалиста по социальной работе, утвержденной постановлением Госкомтруда
СССР от 23 апреля 1991 г. № 92.
5. В отношении работников Центра, имеющих иное базовое образование (психолог, педагог,
врач и пр.), действуют все льготы и преимущества специалиста по социальной работе,
если их работа соответствует требованиям настоящих тарифно-квалификационных характеристик.
Директор Центра.
16-18 разряды.
Должностные обязанности.
Осуществляет общее руководство всей деятельностью Центра, издает соответствующие
приказы и распоряжения. Планирует деятельности Центра, определяет приоритетные направления
его деятельности. Определяет состав и структуру подразделений Центра, организует
взаимодействие этих подразделений.
Является распорядителем финансовых средств, выделяемых на функционирование Центра.
Отвечает за наличие организационных, методических, материальных и иных условий для
нормального функционирования Центра, в том числе за обеспеченность Центра рекламой
и техническими средствами для высококачественной телефонной связи.
От имени Центра, в целях повышения эффективности оказания психологической помощи
населению, развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной
защиты населения, взаимодействует с органами и учреждениями системы здравоохранения,
образования, внутренних дел, иными государственными и общественными организациями,
органами и учреждениями, осуществляющими работу с населением.
Разрабатывает и утверждает штатное расписание Центра в пределах фонда заработной
платы.
Разрабатывает и выносит на утверждение собрания работников Правила внутреннего трудового
распорядка.
При наличии в штате Центра волонтеров - работников, не получающих заработную плату,
несет материальную ответственность за их работу.
Руководит деятельностью попечительского совета, создаваемого при Центре.
Следит за соответствием профессиональной подготовки работников задачам, отраженным
в Примерном положении о Центре.
Организует и направляет работу по повышению профессионального мастерства работников
Центра, в том числе через систему супервизорства.
В соответствии с трудовым законодательством производит прием на работу и увольнение
сотрудников Центра, решает иные вопросы, связанные с трудовыми отношениями.
Обеспечивает своевременное предоставление отчетности об основной и финансово-хозяйственной
деятельности Центра.
Должен знать
Законодательство и содержание нормативных материалов по социальной защите населения.
Специфику и закономерности оказания психологической помощи по телефону. Передовой
отечественный и зарубежный опыт в данной области психосоциальной работы.
Современные методы управления трудовым коллективом, обеспечивающие полное раскрытие
творческого потенциала работников.
Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Требования к образованию и стажу работы
16 разряд
Высшее профессиональное образование: специалист по социальной работе, психолог,
психотерапевт, иное высшее образование и дополнительное образование в области психологии
и/или психотерапии со специализацией в области помощи по телефону.
Стаж работы в области психологии и/или психотерапии не менее 3 лет или стаж работы
на руководящих должностях в органах и/или учреждениях социальной защиты, образования,
медицины или иной области социальной сферы не менее 5 лет.
17 разряд
Дополнительно к требованиям 16 разряда наличие ученой степени кандидата наук или
стажа работы в области психологии и/или психотерапии не менее 5 лет.
18 разряд
Дополнительно к требованиям 16-17 разряда наличие ученой степени доктора наук или
стажа работы в области психологии и/или психотерапии не менее 7 лет.
Независимо от разряда должен проходить ежегодную переподготовку по специализации
в области психологической помощи по телефону в объеме не менее 40 часов.
Заместитель директора.
14-17 разряды. Должностные обязанности.
В порядке, предусмотренном Правилами внутреннего трудового распорядка, полностью
или частично выполняет обязанности директора Центра в его отсутствие или по его
поручению.
Должен знать
Законодательство и содержание нормативных материалов по социальной защите населения.
Специфику и закономерности оказания психологической помощи по телефону. Передовой
отечественный и зарубежный опыт в данной области психосоциальной работы.
Современные методы управления трудовым коллективом, обеспечивающие наиболее полное
раскрытие творческого потенциала работников.
Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Требования к образованию и стажу работы
14 разряд.
Высшее профессиональное образование: специалист по социальной работе, психолог,
психотерапевт, иное высшее образование и дополнительное образование в области психологии
и/или психотерапии со специализацией в области психологической помощи по телефону.
Стаж работы в области психологии и/или психотерапии не менее 1 года или стаж работы
на руководящих должностях в органах и/или учреждениях социальной защиты, образования,
медицины или иной области социальной сферы не менее 2 лет.
15 разряд.
Дополнительно к требованиям 14 разряда стаж работы
в области психологии и/или психотерапии не менее 2 лет или стаж работы на руководящих
должностях в органах и/или учреждениях социальной защиты, образования, медицины
или иной области социальной сферы не менее 3 лет.
16 разряд.
Наличие ученой степени и/или, дополнительно к требованиям 14-15 разрядов, стажа
работы в области психологии и/или психотерапии не менее 3 лет.
17 разряд.
Дополнительно к требованиям 14-16 разряда наличие ученой степени или стажа работы
в области психологии и/или психотерапии не менее 5 лет.
Независимо от разряда должен проходить ежегодную переподготовку по специализации
в области психологче-ской помощи по телефону в объеме не менее 40 часов.
Специалист по социальной работе.
10-13 разряды (Телефонный консультант).
Психолог
8-15 разряды.Должностные обязанности
Непосредственно оказывает психологическую помощь лицам, обращающимся в Центр экстренной
психологической помощи по телефону.
Вступает в контакт с позвонившим, производит анализ обращения и сопутствующей ему
ситуации.
Ведет телефонный разговор в режиме, способствующем получению позвонившим адекватной
психологической помощи или помощи иного характера (информационной и пр.), полностью
полагаясь на собственную оценку ситуации.
Отвечает перед руководством Центра и/или супервизором за обоснованность и адекватность
выбранных стратегий оказания психологической помощи по телефону.
Обязан обратиться за помощью к коллегам или руководителям Центра в случае потери
контроля над ситуацией телефонного разговора.
Следит за состоянием своего здоровья и своего психического состояния, оценивает
степень своей готовности к оказанию психологической помощи лицам, находящимся в
кризисной ситуации.
Следит за состоянием и исправностью используемого технического оборудования. При
наличии помех разговору (механические повреждения телефонного аппарата, шумы, потрескивания
в трубке, посторонние разговоры и пр.), ставить вопрос перед руководством об исправлении
дефектов оборудования.
В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, ведет отчетную документацию
по установленной форме.
Должен знать
Научно обоснованные закономерности оказания психологической помощи по телефону лицам,
находящимся:
— в условиях острого эмоционального кризиса;
— в условиях социально неблагополучной ситуации:
— в условиях угрозы внешней агрессии;
— в условиях конфликтной ситуации;
— в положении жертвы преступления;
— в состоянии готовности осуществи") суицидальную попытку
и в других случаях, требующих экстренной профессиональной психологическом помощи.
Научно обоснованные закономерности работы с различными поло-возрастными группами
населения (дети, женщины, пожилые люди и пр.).
Научно обоснованные закономерности выхода из ситуаций, препятствующих работе Центра
(телефонные хулиганства, систематические информационные запросы и пр.).
Требования к образованию и стажу работы.
10 разряд.
Высшее психологическое образование. Иное высшее образование при наличии специальной
подготовки в области телефонного консультанта.
11 разряд.
В дополнение к требованиям 10 разряда стаж работы в области практической психологии
не менее 2 лет.
12 разряд.
В дополнение к требованиям 10-11 разряда стаж практической работы в области телефонного
консультирования не менее 1 года.
13 разряд.
В дополнение к требованиям 10-12 разрядов стаж практической работы в области телефонного
консультирования не менее 3 лет или наличие ученой степени и специальной подготовки
в области телефонного консультирования.
Независимо от разряда должен проходить ежегодную переподготовку по специализации
в области психологической помощи по телефону в объеме не менее 40 часов.