Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Главная
Новости
О проекте
Официоз
Список ТЭПП
Библиотека
Статистика
Фотоальбом
Форум
Контакты
Члены РАТЭПП
Ссылки
Форма входа
Приветствую Вас Гость




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Официоз » Официальные документы

методические рекомендации по внедрению программ психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников религиозно-экстремистских объединени

Скачать методические рекомендации по внедрению программ психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников религиозно-экстремистских объединени
8. Формирование коммуникативной компетентности и способности противостоять манипулятивному воздействию
Коммуникативная компетентность - совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения, предполагающая свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, обеспечивающими высокую эффективность общения (Л.А. Петровская, 1982). Важной составляющей коммуникативной компетентности является способность распознавать и противодействовать манипулятивному воздействию и осознанность собственных манипулятивных тенденций в отношении партнера и отказ от них.

9. Профилактика стигматизации, буллинга, агрессии и насилия в образовательных учреждениях
Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблее ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированной третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 год, определено, что государство обязано защищать детей от любых форм дискриминации и насилия (статья 2), что определяет приоритет задачи обеспечения безопасности ребенка и предотвращения любых проявлений насилия.

Утрата безопасности связана с реальным насилием и враждебностью, или ожидаемым или виртуальным насилием в форме физического, психологического, экономического насилия. Пребывание ребенка даже короткое время в семье экстремистской направленности порождает значительный риск насилия.

Психологическое насилие - социально-психологическое воздействие, преднамеренно принуждающее другого человека или группу людей к поступку или поведению, которые не входили в их намерения; нарушающее границы личности или социальной группы, осуществляемое без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида или группы людей, а также всех их законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному ущербу.

Ребенок из семьи экстремистской направленности подвергается значительному риску стигматизации и преследования со стороны сверстников в школе в форме так называемого буллинга. Нивелирование рисков буллинга требует активного противодействия всем видам насилия, отвержения, интолерантности силами педагогического и ученического коллектива. Буллинг (bullying от bully в переводе с английского хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и подчинить его себе. Буллинг или травля - это способ самоутверждения одного человека или группы за счет систематического унижения другого человека или группы. Сегодня буллинг стал распространенным массовым явлением. Исследования показали, что проблема буллинга остро стоит во многих странах, принимая глобальный характер. Наиболее высокие показатели распространенности буллинга были зафиксированы в Австрии, Эстонии, Германии, Латвии, Литве, Швейцарии и Украине. Самые низкие показатели - в Чехии, Словении и Швеции (Собкин B.C., Маркина О.С. 2009).

Буллинг - это умышленное, систематическое, продолжительное агрессивное поведение в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью. Выделяют 2 типа буллинга - непосредственный физический (битье, порча, отбирание и перемещение в неизвестном направлении личных вещей) и косвенный - социальная агрессия ("обзывательства", дразнили#, распространение гнусных сплетен, социальное исключение в форме бойкота и остракизма).

Отношения буллинга обусловлены дисбалансом власти, позволяющему одному ребенку подчинить себе другого. Психологические последствия буллинга и виктимизации весьма серьезны и носят долгосрочный характер - тревожность, депрессия, низкое самоуважение, отвержение школы.

Социально-педагогические и психологические программы профилактики буллинга направлены на создание особой школьной среды, характеризуемой:

- теплым положительным интересом и вовлеченностью взрослых;

- твердыми рамками и ограничениями приемлемого поведения;

- последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил, наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей.

Психолого-педагогическая работа ведется одновременно на нескольких уровнях: общешкольном, уровне класса (группы) и на индивидуальном уровне - с агрессором (булли) и жертвой. Активно привлекаются родители к участию в программе. Эти условия образовательной школьной среды создаются за счет ранней диагностики детской агрессивности и выявления детей группы риска, использования методов социально-педагогического вмешательства и подготовки педагогических кадров, обладающих необходимой компетенцией для работы с такого рода проблемами. Особенно велика роль учителя в преодолении буллинга. Известно, что учителя зачастую расценивают как травлю только случаи драк и физического насилия, занимая позицию невмешательства в ситуациях вербальной агрессии и социального исключения, давая тем самым "карт-бланш" агрессору, воспринимающему это молчаливое разрешение как свою победу и позволение действовать дальше в том же духе. Враждебность и конфронтация в учительской среде, использование стратегии низведения противника, использование сарказма и высмеивания задает ученикам модель.

При различиях программ, учитывающих социокультурные особенности различных школ, существует ряд общих моментов:

1) регулярный анонимный опрос школьников о случаях буллинга в их школе;

2) обсуждение проблемы травли в классах, на общешкольных и родительских собраниях;

3) разработка самими детьми при помощи учителя кодекса поведения;

4) усиление надзора за детьми со стороны учителей на переменах во дворе, в столовой, на спортивной площадке;

5) обучение педагогического персонала стратегиям профилактики травли.
Категория: Официальные документы | Добавил: Камин (03 Апреля 2022)
Просмотров: 490 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи
Казань, 2001 - 2005
Кострома, 2006 - 2016


Rambler's Top100 Сайт РАТЭПП